|
В первую очередь журналиста интересовал предстоящий визит в Киев патриарха Вселенского (Константинопольского) Варфоломея. Интрига заключается в том, что от духовного лица ждали признания Киевского патриархата - оппозиционной церкви, отколовшейся от Украинской православной церкви Московского патриархата, во главе которой стоят расстрига Русской православной церкви, отлученный от церкви Филарет Денисенко, а также суниаты, именуемые в Киеве греко-католиками. В случае признания патриархом Варфоломеем Киевского патриархата, поместная Украинская православная церковь может получить официальный статус и независимость от Московского патриархата. Вслед за этим Украинская церковь начнет присоединение к Константинопольскому патриархату.
Материал, который подготовил Артем, включал в себя интервью с целым рядом духовных лиц Украины и местных экспертов. В их числе руководитель филиала института стран СНГ в Киеве Владимир Корнилов, наместник Киево-Печерской лавры архиепископ Вышгородский Павел, патриарх Украинской церкви Московского патриархата Владимир, а также наместник Михайловского собора отец Димитрий, являющийся вторым человеком в Киевском патриархате. При этом корреспонденту "ТВ Центра" удалось выяснить, что, по неподтвержденным данным, патриарх Варфоломей получил приглашение от президента Украины Ющенко. При этом президентским указом помещения Киево-Печерской лавры уже частично переданы Украинской церкви, сообщили "Yтру" в отделе по работе со СМИ телеканала.
Однако при перевозе кассет с отснятым материалом в Россию у наших коллег возникли серьезные проблемы. Накануне примерно в 19:00 по местному времени съемочная группа телеканала "ТВ Центр" прибыла в аэропорт Борисполь, чтобы вылететь в Москву рейсом в 21:40. Когда началась регистрация на рейс, группа направилась в зону таможенного контроля, чтобы оформить вывоз телевизионного оборудования. "Обычно прямо в зале вылета таможенники проверяют номера, оборудования и количество кассет, но на этот раз нас пригласили в отдельную комнату, - рассказал сам Артем Широков. - Осмотр проводил заместитель начальника пассажирского отдела аэропорта Довжок Василь и старший инспектор Павлина Павлюкович. После того как я достал кассеты, их у меня забрали и сообщили, что временно изымают для проверки. Я спросил, являются ли видеокассеты предметами, запрещенными к перевозке через границу? Мне ответили, что нет, но есть претензии к их содержанию. При этом таможенники несколько раз подчеркнули, что будет составлен акт изъятия".
По словам корреспондента, ему была показана некая норма закона от 1994 г. на бланке без печати и подписи, "согласно которой любые носители информации должны быть заблаговременно предоставлены для проверки". "Однако мне так и не пояснили куда надо их предоставлять и за сколько времени, - отметил Широков. - Мы предложили просмотреть эти кассеты прямо в аэропорту через камеру, сказав, что нам нечего скрывать и мы снимали сюжет о православии. Сотрудники таможни объяснили, что это не в их компетенции. Более того, вместо акта изъятия пяти кассет мне предложили подписать документ о добровольной их передаче на проверку. Я отказался, объяснив это тем, что не отказываюсь от проверки, но сначала кассеты были изъяты и это должно быть зафиксировано документально. В противном случае это будет юридически не правильно. Но сотрудники таможни отказались это сделать, сославшись на то, что у них нет нормативных актов изъятия и они якобы вообще не предусмотрены. После этого я был вынужден позвонить консулу Российского посольства в Украине Зубкову Борису Федоровичу".
Пока консул ехал в аэропорт, к журналисту стали подходить лица в штатском. "Они представлялись сотрудниками аэропорта, но документов, подтверждающих это, показывать отказывались и фамилий своих не называли, - рассказал журналист. - Эти люди настойчиво предлагали подписать документ о добровольной передаче кассет на проверку, уверяя, что это не считается изъятием кассет. На мой вопрос, чем же это в таком случае является, мне пояснили, что это "временный прием на проверку". Я предложил так и написать в акте, но мне было отказано. Тогда я спросил, могу ли я покинуть аэропорт, забрав кассеты, если не хочу, чтобы их проверяли? Человек в штатском растерялся, вышел на минутку из комнаты, а когда вернулся, то ответил, что это уже невозможно. Мол, я могу идти, а кассеты останутся здесь. После этого мне было заявлено, что я вообще нарушил украинский закон, так как у меня отсутствует аккредитация МИД Украины, а следовательно я не имел права осуществлять съемки на территории Украины. Я ответил, что никогда это не требовалось, и попросил показать этот пункт закона. Мне было отказано".
Когда приехал консул, съемочной группе предложили в присутствии двух свидетелей написать, что они отказываются подписывать документ о добровольной передаче кассет. Журналисты вновь отказались, настаивая на составлении исключительно акта изъятия. "После этого в комнату таможенного досмотра пришла женщина в штатском, которая представилась заместителем начальника таможни, - сообщил Широков. - Она в сотый раз нам повторила, что есть определенная норма закона и кассеты временно изымаются. Я ответил, что не спорю, но почему тогда мне вместо акта изъятия предлагают подписать акт добровольной передачи? Она смутилась, вышла из комнаты и больше не возвращалась. В этот момент я заметил, что кассеты уже унесли из комнаты".
По словам журналиста, акт временного изъятия кассет был составлен лишь около полуночи, но когда будут возвращены кассеты, ему так и не сказали и "сроков не установили". Вся съемочная группа, за исключением Широкова, вылетела в Москву. Сам Артем остался в Киеве, ожидая разрешения ситуации. "Мне было предложено звонить в аэропорт не раньше второй половины дня пятницы, 18 июля, - сообщил корреспондент. - Когда же я вышел из комнаты таможенного досмотра, то обратил внимание на людей в штатском, которые бесцельно блуждали по пустому залу аэропорта без личных вещей. Только тут я понял, что многих видел еще до начала прохождения таможенного контроля. Судя по всему, они следили за съемочной группой уже давно..."
К настоящему моменту ситуация с кассетами, к сожалению, не разрешилась: "Yтру" удалось дозвониться до Артема, и он сообщил, что связаться с аэропортом и узнать судьбу кассет ему по-прежнему не удается. При этом журналист отметил, что его свободу передвижения никто не ограничивал. По словам корреспондента, он собирается вылететь в Москву, чтобы успеть подготовить в эфир материал о произошедшем инциденте. "Странно, что столь безобидная тема, как православие, вызвала такую реакцию", - добавил Артем.
В свою очередь, пресс-секретарь МИД Украины Василий Кирилич заявил, что кассеты были изъяты ввиду отсутствия у журналиста "ТВ Центра" украинской аккредитации. "В соответствии с украинским законодательством, представители зарубежных стран могут осуществлять журналистскую деятельность на территории Украины только после получения временной или постоянной аккредитации, - уверяет Кирилич. - Аккредитацию выдает МИД либо другие органы после согласования с МИД. Журналист Широков не обращался в МИД".
Как бы то ни было, этот вопрос в настоящее время обсуждается на уровне внешнеполитических ведомств. Сегодня МИД РФ потребовал незамедлительного возвращения отнятых кассет их владельцу, а также предоставления аргументированных объяснений о причинах подобного недружественного шага в отношении российского журналиста. Соответствующая нота направлена российским посольством в Киеве в МИД Украины.
Как отмечается в комментарии Департамента информации и печати МИД РФ, действия украинских властей противоречат положениям российско-украинского соглашения о сотрудничестве в области информации 1998 года. Подобное отношение к журналисту никак не соотносится с заявляемым украинской стороной стремлением обеспечивать демократические принципы в работе с представителями СМИ. Департамент также отмечает, что Артем Широков снимал в Киеве репортаж, посвященный празднованию 1020-летия Крещения Руси. "Видимо, инициаторам указанной провокации приходится не по душе объективная информация об истинных и добрых чувствах православных украинцев, как и подавляющего числа граждан Украины по отношению к России, к русскому народу, к каноническому единству с Русской православной церковью", - делает вывод Департамент информации и печати МИД РФ.