ФОТО: АР |
Переговоры стали в своем роде знаменательными: это первый раз за последние 29 лет, когда представители Ирана и Соединенных Штатов обсуждали ядерную проблему на дипломатическом уровне при личной встрече. С американской стороны присутствовал заместитель госсекретаря США Уильям Бернс. Впрочем, он не встречался и не разговаривал ни с кем из членов иранской делегации по отдельности. Вашингтон и Тегеран оборвали дипломатические отношения в 1979 г. после иранской революции и захвата заложников в американском посольстве в Тегеране.
С официальным заявлением выступил представитель госдепартамента США Шон Маккормак: "Мы надеемся, что иранский народ понимает: их лидеры должны сделать выбор между сотрудничеством, которое будет выгодно всем сторонам, и конфронтацией, которая приведет лишь к дальнейшей политизоляции Ирана". Дипломат отметил, что США абсолютно серьезны в своей поддержке пакета предложений "шестерки", но дальнейшие переговоры возможны лишь в том случае, если Иран пойдет навстречу своим оппонентам.
По словам верховного представителя ЕС по внешней политике и безопасности Хавьера Соланы, "состоявшиеся переговоры можно назвать конструктивными, однако мы не получили ответы на все интересующие нас вопросы". "Мы надеемся получить ответ Тегерана в двухнедельный срок", - добавил Солана. Он отметил, что согласно договоренности с Саидом Джалили, это произойдет либо в ходе телефонных переговоров, либо при личной встрече.
Представитель Ирана проявил определенную заинтересованность в предложении "шестерки", однако на данный момент невозможно понять, искренний ли это интерес, или Тегеран просто тянет время. Масла в огонь подкинул один из членов иранской делегации, в кулуарах заявив, что программа по разработке обогащенного урана не будет остановлена ни при каких обстоятельствах. Для этого есть старая отговорка: представители Тегерана неоднократно уверяла Запад, что ядерная энергия необходима восточной стране для гражданских нужд, а о наработке военного потенциала нет и речи.
Вчера также состоялся телефонный разговор лидеров ИРИ и России, в ходе которого Дмитрий Медведев подчеркнул, что ядерный вопрос должен быть урегулирован дипломатическими методами, выразил удовлетворение тем, что Тегеран готов к переговорам, а также призвал Махмуда Ахмадинежада к сотрудничеству с МАГАТЭ для прояснения всех вопросов по ядерной программе. Президент Ирана, в свою очередь, отметил, что у двух стран - "большой потенциал для взаимодействия в различных областях, в частности, в экономике, энергетике, политике, обороне, сотрудничества на международной арене. У Ирана и России - общие сферы экономического и политического взаимодействия в регионе Ближнего Востока". Лидер ИРИ выразил надежду, что на встрече министров иностранных дел стран ШОС в Душанбе представители Ирана и России изучат пути укрепления двустороннего сотрудничества и примут решения для урегулирования существующих проблем. Что касается женевских переговоров "шестерки" с представителями Ирана, то Ахмадинежад оценил их как "движение вперед".