Историческая Москва теряет свое лицо

Читать в полной версии →
Старый город кардинально меняет свой облик. Ежегодно вопреки законодательству исчезают десятки памятников архитектуры, а многие из них заменяются копиями




Эксперты в области архитектуры впервые всерьез озаботились проблемой исчезновения в Москве памятников зодчества. Выяснилось, что ежегодно столица теряет несколько десятков зданий, представляющих культурную ценность, пишут сегодня "Новые Известия". На месте многих памятников архитектуры появляются торговые центры, которые порой нелепы и безвкусны, а некоторые старинные здания просто перестраиваются. Все то, что холят и лелеют в европейских столицах, в Москве практически разбазаривают. От музея Аксакова осталась лишь его копия, особняк, в котором жил Герцен, изменен до неузнаваемости, а у домика декабриста Свистунова появилась несуразная пристройка. И таких примеров можно привести великое множество.

Некоторые специалисты сравнивают нынешнее положение дел с периодом советской власти, которая нередко отличалась варварством по отношению к культуре и, в частности, к архитектуре.

Самое парадоксальное состоит в том, что экспертам известны причины исчезновения памятников, однако ситуация так и не меняется. "Москва испытывает чудовищный инвестиционный прессинг. Нарушаются законы в угоду бизнесменам и застройщикам. На чьей стороне власть? По идее, она должна стоять на защите народа, а не инвестора, поскольку у инвестора единственная цель - выкачать из города деньги любой ценой. Вторая причина - это лоббирование властью собственных интересов. Она навязывает свою градостроительную политику, а нас, архитекторов, историков, краеведов никто не слушает. Следовательно, нет связи с гражданским обществом", - заявляет профессор Московского архитектурного института, член правления Союза архитекторов Москвы Евгений Асс. С экспертом солидарен и архитектурный критик Рустам Рахматуллин: "Главная угроза для Москвы - любимые проекты мэра. Эту застройку не смогут остановить никакие критерии и законы. Причем она идет в нарушение Венецианской хартии архитектуры", - отмечает он.

Венецианская хартия - международный документ по консервации и реставрации памятников архитектуры и достопримечательных мест - была принята в 1964 г. на Конгрессе архитекторов и технических специалистов по историческим памятникам. Основная мысль, содержащаяся в хартии, состоит в том, что монументальные произведения служат для людей свидетелями вековых традиций, и относиться к ним нужно крайне бережно.

Не менее печальным является и тот факт, что проблема исчезновения творений зодчества актуальна и для регионов, в некотором смысле берущих пример со столицы, а он, как известно, нередко заразителен. Как полагают эксперты, единственным российским городом, где реставрация ведется согласно имеющемуся законодательству, является Нижний Новгород.

Выходом из ситуации специалисты считают закон, четкий и жесткий, который бы мог оградить памятники архитектуры от посягательств кощунственных бизнесменов. "На нынешний день у нас очень мало прав, чтобы изъять памятник у незаконных пользователей. И пока суды неохотно берутся за рассмотрение подобных дел", - отмечает Светлана Жданова, заместитель руководителя управления Росохранкультуры по Москве и Московской области.

В то же время некоторые эксперты считают, что пока будет идти работа над законом, от Кремля и других шедевров зодчества ничего не останется, однако конкретного решения проблемы никто предложить не может.

Выбор читателей