|
Технические ресурсы Штатов уже на исходе. Два 30-летних тяжелых ледокола, Polar Sea и Polar Star, и один менее крупный ледокол, выполняющий в основном научные задачи, уже морально устарели, а Рolar Star вообще нельзя эксплуатировать.
Ряд военных организаций, в том числе и Пентагон, направили Объединенному комитету начальников штабов письмо с просьбой инициировать новые усилия Береговой охраны с целью укрепить контроль над арктическими водами: поскольку Арктика открыта для коммерции, то и от потенциальных конфликтов этот регион не застрахован.
Между тем на создание одного ледокола требуется в среднем 8 - 10 лет. Даже если не вводить в эксплуатацию новые суда, а попытаться реанимировать старые, на это может уйти до $1,5 миллиарда.
Положение России на таком мрачном фоне выглядит вполне радужно: флотилия крупных океанических ледоколов примерно до 14 единиц. В мае страна запустила крупный конвенциональный ледокол, а в прошлом году - крупнейший в мире ледокол "50 лет Победы", новейший из семи атомных судов, способных плавать в арктических водах.
Маневры нашей страны, конечно же, не могли пройти незамеченными мимо Пентагона, который начал усиленно лоббировать интересы Береговой охраны, входящей в состав Министерства внутренней безопасности. В результате Белый дом выступил с заявлением о том, что разработка новой политики безопасности в стратегически важном регионе уже почти завершена, правда, детали чиновники обсуждать отказались.
Самым больным вопросом сейчас является финансирование: неизвестно, кто должен выделять средства на восстановление старых кораблей и строительство новых. Суммы, выделяемые на ведение войны в Ираке, не оставили пространства для "маневров" в неприоритетном арктическом направлении.
Поскольку в настоящий момент нет программы, нацеленной на обновление судов, а создание новых не планируется, "ледокольные" возможности Штатов существенно сократились, и страна рискует оказаться неспособной поддерживать национальные интересы в арктических регионах.