|
Вынужденная приостановка работы БТД стоила Азербайджану $70 млн в сутки. Что касается ключевого игрока в регионе, BP, то квартал простоя трубопровода обошелся бы этому гиганту в $300 миллионов.
BP снизила объемы добычи нефти в Азербайджане и в оперативном порядке начала поиск альтернативных путей для экспорта азербайджанской нефти, добываемой на месторождениях Азери - Чираг - Гюнешли. Нефть перенаправлялась, в частности, в грузинский порт Супса. Однако из-за войны в Южной Осетии 12 августа работа нефтепровода Баку - Супса, проходящего по территории Азербайджана и Грузии до черноморского терминала Супса, была приостановлена в "интересах безопасности".
Шестнадцатого августа был поврежден ключевой железнодорожный мост, связывавший восточную и западную части страны и ведущий в порты на Черном море, после чего азербайджанская сторона приостановила экспорт нефти и через порты на западе Грузии. Речь идет о таких городах, как Батуми, Поти и Кулевия, и таких объемах нефти, как 15 млн т в год.
Парадоксально, но западные СМИ обвинили в перебоях и остановке работы каспийского нефтепровода Россию. Якобы русские планируют взять БТД под свой полный контроль. О прекращении работы грузинской железнодорожной ветки и дальнейшем невыполнении грузинскими портами своих обязательств в виду форс-мажора и говорить нечего - тоже виновата Россия, как страна, якобы развязавшая грузино-осетинский конфликт.
"Похоже, только сейчас инвесторы начали понимать всю серьезность конфликта на Кавказе и его возможных последствий. Достаточно сказать, что в некоторых СМИ уже в открытую говорят о трениях между США и Россией, а не между Грузией и Осетией", - с таким заявлением выступил президент Paramount Options Рэй Карбоне.
Беспокойство Запада некоторые эксперты рынка считают оправданным. Рауф Гусейнов называет следующие цифры: "По БТД рынок недосчитался около 2 млн т нефти. В настоящее время средняя программа отгрузок из Джейхана 3,5 млн т - 4 млн т нефти в месяц. Из Батуми вовремя не ушли одна - две партии нефти. По нефтепродуктам суммарно потери вряд ли превысили 100 тыс. т - 150 тыс. тонн. То же самое в отношении Поти".
Заметим, что потребителями азербайджанской нефти являются страны Южной Европы и Средиземноморья, Индия, Китай, Индонезия, Чили и США. Альтернативы каспийскому нефтепроводу только две - "труба" Баку - Новороссийск, к которой могут подключаться объемы из Казахстана через Махачкалу, а также Иран - вариант для США совершенно неприемлемый.
Что касается казахской стороны, то нападение Грузии на Южную Осетию ставит под вопросом ее участие в наполнении БТД. По мнению Гусейнова, в 2013 г. "конфигурация маршрутов в Казахстане может измениться: может быть принято решение о расширении Каспийского трубопроводного консорциума (КТК, Тингиз - Новороссийск) или о расширении второго трубопровода через Россию (Атырау - Самара). Китай с Казахстаном могут достроить трубопровод, который дотянется до Западного Казахстана, и к 2013 г. транспортные решения по Кашагану могут претерпеть изменения".