|
"Полупечальная - полупрекрасная" новость заключается в окончательном закрытии спектакля "Пришел мужчина к женщине" точно в день его 500-го представления публике. С него началась "Школа современной пьесы": постановка пьесы Семена Злотникова в старинном особняке на Трубной площади с Любовью Полищук и Альбертом Филозовым стала первой премьерой театра. Оригинальную, по меркам театра, почти старинную версию, в которой играют Альберт Филозов и Ирина Алферова, закрыть грозились давно, но на этот раз торжественного прощания все-таки не миновать. "Хотя если зрители будут очень просить, - заговорщическим тоном добавил Иосиф Райхельгауз, - то почему бы не сыграть еще?" Официальное прощание со спектаклем - это формальность, без которой невозможно официальное приветствие.
Представление с таким же названием и кокетливым добавлением "версия" появится в октябре. В главных ролях - Виктор Вержбицкий, переговоры с которым театр, оказывается, вел несколько лет, и Амалия Мордвинова, появившаяся в списке исполнителей совсем недавно вместо Алены Бабенко (ее перекупил дружественный театр "Современник"). Обновление постановки планируется сделать с размахом: вместо "трех ширмочек" - "кинематографические декорации", вместо камерности - "впечатляющий масштаб", вместо трогательной старомодности - "динамичность, технологичность и оригинальность" XXI века.
Дыхание XXI века можно будет почувствовать еще в двух премьерах этого сезона, над которыми трудятся режиссеры, находящиеся в театральном мире по ту сторону от традиций, порядка и привычных норм театральной коммуникации. Андрий Жолдак представит "драйв-вечеринку" "Москва. Психо" на основе мифа о Медее и его интерпретаций в истории культуры. "Мы получим и уже получаем от этого спектакля все, на что рассчитываем: успех, скандал, зрителей", - прокомментировал Райхельгауз приглашение в театр бывшего украинского, а в настоящий момент немецкого авангардиста.
Другой авангардист, причем в работе не только с формой, но и со словом - Иван Вырыпаев - приступил к репетициям спектакля под рабочим названием "Узор". "Это спектакль о "пустоте" и спонтанно возникающем в этой "пустоте" слове. Это незнакомые казахские слова великого поэта Абая Кунанбаева, которые будут произносить польская актриса Каролина Грушка и московские актеры Алексей Филимонов и Ольга Смирнова. Создатели спектакля надеются, что в нем будет много юмора и спецэффектов", - глубокомысленно, но не без деловитости описывает автор свою будущую постановку. "Я очень хочу, чтобы этот талантливый человек был близко и был с нами", - объясняет в свою очередь собственный, возможно, не очевидный невооруженному глазу, выбор художественный руководитель театра.
Три другие премьеры театра скорее продолжают репертуарную политику, чем экспериментируют с нею. Евгений Гришковец уже закончил черновик пьесы "Долг", одну из пяти ролей он планирует сыграть сам. Вадим Жук и Сергей Никитин работают над опереткой "Горе от ума", причем драматург и композитор некоторое время действовали независимо, поэтому Жук успел переложить часть текста на уже существующие известные мелодии Окуджавы и самого Никитина. Выбрасывать жалко, и теперь в театре думают над водевилем, в основе которого всегда лежит узнаваемая музыка. В конце сезона в театре представят спектакль "Ромео и Джульетта" - совместный проект "Школы современной пьесы" и Национальной сцены города Анси Бонлье. "Французы настаивали на Мольере, а мы на Чехове, в итоге сошлись на Шекспире", - поясняет Райхельгауз. Французская сторона отвечает за "семью Ромео", а российская - за "семью Джульетты".
Когда творческие вопросы закончились, пришлось приступать к финансовым. "Вы знаете, РАО "ЕЭС России" помогало нам жить, - печально напомнил Райхельгауз, - но теперь его нет. Мы обратились к Анатолию Чубайсу лично с просьбой помочь, а он поинтересовался, как живут остальные театры". Ничего не оставалось, как рассказать, как живет, например, "Большой театр", у которого есть внушительный попечительский совет. В итоге у "Школы современной пьесы" теперь тоже есть свой попечительский совет с председателем Чубайсом и небольшим членским взносом. Актеров, имеющих друзей-бизнесменов, Райхельгауз попросил известить об этом. На всякий случай.