Тбилиси идет на мягкую подсадку

Читать в полной версии →
В нынешних условиях у Грузии остается практически только одно средство латания дыр в бюджете и торговом балансе - иностранная помощь. А она, как известно, не бывает бесплатной




Одним из итогов югоосетинской кампании станет еще большая подсадка Грузии на зарубежную финансовую помощь. Это видно уже по тому рвению, с которым спонсоры Тбилиси принялись заявлять о своем участии в восстановлении грузинской экономики. Которая, впрочем, в отличие от югоосетинской, практически не пострадала от конфликта, если не считать потерь в вооружениях и некоторого разлада банковской системы. Тем не менее представители США уже заявили о предоставлении Тбилиси многомиллиардной помощи и содействии в восстановлении военного потенциала. НАТО создает специальную комиссию НАТО - Грузия в целях оказания помощи своему побитому союзнику. Министры финансов G7 сообщили о своей готовности поддержать экономику Грузии. Всемирный банк намерен выделить Тбилиси дополнительные кредиты в размере $300 млн - $350 млн на поддержку экономических реформ и восстановление инфраструктуры. Кроме того, он поможет Грузии создать инвестиционный фонд для восстановления страны.

Какова может быть эффективность столь массированной международной поддержки грузинского режима? Поистине огромна. Например, несомненно, что будет в кратчайшие сроки восстановлена и даже увеличена сверх прежнего военная мощь Тбилиси (правда, лишь в плане вооружений, а отнюдь не боевых качеств личного состава грузинской армии). Также несомненно, что дорожные полицейские будут несмотря ни на что получать свои $1500 в месяц (при среднемесячном уровне ВВП на душу населения в $200). Появятся и новые показательные "проекты" подобного рода, которые будут свидетельствовать об успешности и стойкости "молодой демократии". Вместе с тем экономика Грузии продолжит свой путь в весьма сомнительном направлении, ведь помощь вызывает привыкание...

А ведь как хорошо все начиналось! В свое время "розовая революция" дала стране мощный экономический толчок. Превратившись в важный политический проект Вашингтона, Грузия стала пользоваться вниманием международных инвесторов. Известное упорядочение системы государственного управления также сыграло свою позитивную роль. В итоге среднегодовой рост ВВП достиг 9%, в прошлом году удалось привлечь $2 млрд иностранных инвестиций. Кроме того, за эти годы были реализованы два крупных инфраструктурных проекта - нефтепровод Баку - Тбилиси - Джейхан и параллельный ему газопровод Баку - Тбилиси - Эрзурум. На этапе строительства они заметно улучшали показатели инвестиций в основной капитал в стране, а после сдачи в эксплуатацию стали приносить доход от транзита энергоносителей. В 2007 г. он составил порядка $24 млн, а при выходе на проектную мощность достигнет $60 миллионов. Бюджет получил надежный "поплавок", в стране стал заметен рост потребления.

Но тут же стали проявляться и отрицательные стороны "розовой" экономики. Главная из них - абсолютная несамостоятельность грузинского экономического "чуда". Ведь и до конфликта в Южной Осетии неналоговые доходы (внешние вливания и "рента" с двух трубопроводов) составляли до трети доходной части бюджета Грузии. Немалый экономический эффект имела и опека со стороны США. Кроме того, значительный вклад в финансирование своей страны внесли и до сих пор вносят грузинские эмигранты и гастарбайтеры в России и Греции. По самым скромным подсчетам, только из РФ в Грузию ежегодно переводится порядка $700 млн - $800 миллионов. Ведь за годы независимости население этой кавказской республики сократилось более чем на миллион человек (с 5,5 до 4,4 миллиона), которые уехали, будучи невостребованными на родине. Причем это, как правило, наиболее активные и образованные люди. Полицейское государство, построенное при Саакашвили, отнюдь не способствует их возвращению. Таким образом, человеческий потенциал Грузии продолжает значительной своей частью работать на другие страны, отсылая на родину лишь денежные переводы - тоже своего рода финансовая помощь.

И вот от обилия всех этих внешних вливаний республика легко поддалась давней грузинской слабости - жить не по средствам. Это касается, прежде всего, самого общества: в 2007 г. при размере ВВП в $10 млрд и экспорте в $1,2 млрд страна импортировала товаров и услуг на $5,2 миллиарда. Дефицит торгового баланса в 40% ВВП - это тоже своего рода мировой рекорд, и ни денежные переводы из-за рубежа, ни рекордные инвестиции не могут его перекрыть. Не меньшей расточительностью отличается и финансовая политика Тбилиси: за годы правления Саакашвили военный бюджет страны вырос в 33 раза, достигнув $1 млрд или 10% ВВП. Если прибавить к нему огромные расходы на правоохранительные органы (одна только дорожная полиция с ее уровнем зарплат должна "стоить" казне $500 млн в год) и госаппарат в целом, то получится, что Грузия просто физически не смогла бы оплатить все расходы своей власти без посторонней помощи.

После югоосетинского конфликта инвестиционные риски в Грузии резко возросли, кредитные рейтинги страны, наоборот, снизились, а расходы по восстановлению боеспособности армии потребуется огромные (несмотря даже на помощь США). Усложнится доступ грузинских товаров на российский рынок (вина, фруктов), а также подпитка грузинской экономики за счет денежных переводов гастарбайтеров, работающих в РФ. Но что еще хуже: уже пострадала и еще больше пострадает в случае затягивания конфликта репутация Грузии как транзитной страны - этот транзит, как выяснилось, очень рискован, пока в российско-грузинских отношениях не воцарится мир. И страны НАТО, увеличивая группировку своих ВМС в Черном море, только увеличивают риски Грузии. Соответственно, ее доходы от транзита в ближайшее время неизбежно сократятся.

В этих условиях у Тбилиси остается практически только одно средство латания дыр в бюджете и торговом балансе - иностранная помощь. А она, как известно, не бывает бесплатной. Платой за нее будет продолжение Грузией антироссийской политики. Это, в свою очередь, будет иметь следствием сохранение напряженности в регионе и невозможность создать благоприятные условия для устойчивого экономического развития. Получается замкнутый круг...

Андрей МИЛОВЗОРОВ |
Выбор читателей