ФОТО: АР |
Из двух республик Абхазия экономически более состоятельна. Это обусловлено, прежде всего, ее чрезвычайно выгодным расположением на географической карте. Абхазия - это более 200 км Черноморского побережья, в основном, очень благоприятной зоны сухих субтропиков. Поэтому наиболее перспективные и развитые сектора ее экономики - туристический и курортный бизнес, сельское хозяйство и пищевая промышленность, а также лесопромышленный комплекс. Туристы (в основном из России) вновь осваивают курорты республики. По абхазским данным, в прошлом году там побывали порядка 600 тысяч отдыхающих (в советские годы - более одного миллиона). В республике, как и в былые годы, выращивают виноград, фрукты, цитрусовые, чай, табак и эфиромасличные культуры. Несмотря на войну и многолетнюю разруху, в Абхазии сохранились предприятия пищевой промышленности - чайные, табачные, винодельческие, консервные. В настоящее время одним из наиболее успешных является предприятие "Вина и воды Абхазии". В него вложено свыше $6 млн иностранных инвестиций, оно обеспечивает порядка 15% экспорта республики. Благодаря его деятельности абхазские вина встречаются и на московских прилавках.
Практически вся территория Абхазии покрыта лесом. Ресурсный потенциал лесной отрасли составляет, по оценкам местного правительства, свыше 7 млн кубометров зрелой древесины. Пока предприятия лесопромышленного комплекса добывают в среднем 50 тыс. кубометров древесины в год, перерабатывают свыше 20 тыс. кубов. Планируется существенно увеличить эти показатели, привлекая инвестиции в деревообработку и главное - в строительство дорог (поскольку основная часть лесных ресурсов пока в прямом смысле недоступна).
А еще в Абхазии есть полезные ископаемые: каменный уголь, полиметаллические, свинцово-цинковые и серебряные руды, барит, доломит, запасы чистой питьевой и минеральной воды. В центре угледобывающей промышленности Абхазии Ткуарчале (Ткварчелли) с 2002 г. обосновалась турецкая компания "Тамсаш". Ее деятельность обеспечивает до 70% доходов районного бюджета. Сейчас Ткуарчал превращается в индустриальный центр Абхазии (каким он и был в советские годы). Прежде всего, будет построен цементный завод, продукция которого пойдет не только на местные нужды, но и на олимпийские стройки в Сочи. Вообще же небольшой объем собственной промышленности вынуждает Абхазию импортировать практически все виды потребительских товаров, однако торговый баланс выправляют доходы от туристической сферы и денежные переводы гастарбайтеров. Республика, еще будучи непризнанной, наладила торговые связи с Россией, Турцией и Румынией.
Наличие сквозной железной дороги, трех морских портов и аэропорта международного класса давно могло превратить Абхазию в крупный транспортный узел. Однако этому препятствует отсутствие легальных контактов с другими государствами. Теперь же абхазы очень надеются, что признание со стороны РФ исправит ситуацию. Президент Сергей Багапш вынашивает планы по оживлению и модернизации сухумского аэропорта - проект оценивается в $30 миллионов. Деньги по абхазским меркам немалые, но не запредельные: по данным Financial Times, примерно столько же вложил недавно в строительство торгово-офисного центра Беслан Бутба, "предприниматель в строительной области и богатейший человек в Абхазии". К тому же инфраструктура республики может оказаться очень востребованной в связи с Олимпиадой-2014 в Сочи.
Вообще экономическое возрождение своей республики абхазы во многом связывают именно с предстоящей сочинской Олимпиадой. В осуществлении этого грандиозного проекта понадобятся и ресурсы, и товары, и рекреационные возможности новопризнанной республики. Эксперты уже отмечают, что в ожидании инвестиционного бума в Абхазии многие сейчас не торопятся продавать недвижимость: цены уже выросли вдвое, однако возможно более значительное подорожание земли и домов.
Очевидно, именно экономическая состоятельность и перспективы Абхазии позволяют президенту Сергею Багапшу заявлять, что о вхождении его республики в состав России "речи не идет". Хотя абхазский бюджет составляет пока всего порядка $55 миллионов. Тем не менее Абхазия действительно может быть независимым государством.
А вот с Южной Осетией все обстоит иначе. Цхинвальские власти четко обозначили своей стратегической целью объединение с Северной Осетией в составе РФ. И у такого решения есть не только этнополитические, но и экономические предпосылки. Хозяйственный комплекс республики довольно слаб: 70-тысячное население занимается преимущественно сельским хозяйством. Ни выхода к морю, ни курортного потенциала в республике нет. Из природных ресурсов присутствует лес, минеральные воды (торговая марка "Багиата"), туф, свинец, цинк, различные породы камня. Из промышленности за годы изоляции сохранились лишь несколько заводов, крупнейшие из них - "Эмальпровод" и "Вибромашина", но и они серьезно пострадали в результате августовского нападения Грузии. В этих условиях, учитывая также сохраняющуюся опасность новых враждебных действий со стороны Грузии, перспективы экономического возрождения Южной Осетии связаны исключительно с Россией. Обещанная десятимиллиардная помощь из бюджета РФ, инвестиции российских компаний и кооперация с Северной Осетией - вот, собственно, основные факторы будущего развития югоосетинской экономики. А, следовательно, вряд ли Южная Осетия долго будет оставаться независимым государством.