|
Идея введения специального знака для неопытных водителей была предложена начальником обеспечения безопасности дорожного движения МВД России Виктором Кирьяновым. Пока этот знак будет лишь предупреждать остальных водителей, что за рулем сидит новичок.
"Еще не решено, каким именно будет этот знак - буквой "У", цифрой "70" или изображением чайника, - рассказал в интервью газете "Новые известия" заместитель начальника ГИБДД МВД Владимир Кузин. - Также мы не обсуждали, потребуются ли какие-то дополнительные меры в отношении данной категории водителей. Но, согласитесь, что-то с ними делать надо".
Проект был предложен в связи с увеличением роста числа аварий по вине начинающих водителей. Среди основных причин специалисты называют низкое качество обучения в автошколах, несовершенство системы подготовки водителей, а также самоуверенность новичков на дорогах.
С печальной статистикой согласны не только в России, но и за рубежом, где тоже предприняты специальные меры. К примеру, в Канаде автолюбителям запрещено разговаривать по мобильному телефону, слушать музыку через mp3-плеер, а также ездить по скоростным трассам в ночное время. В Германии новичкам не разрешается пить за рулем любые напитки. В Объединенных Арабских Эмиратах введена специальная система "черных баллов" для начинающих водителей, по которой новичков лишают прав, если сумма баллов достигает шести. Тем, кому удается не исчерпать выделенный лимит в течение четырех лет, выдают постоянные права.
В советские годы проблема неопытных водителей решалась следующим образом: после сдачи прав водителю выдавался временный документ на два года, по которому новичок мог ездить, не превышая скорости 70 км/час. Только по истечении срока действия временных документов водителю выдавались полноценные права, но лишь в том случае, если не было зафиксировано нарушений. Эта практика сохранилась на Украине и в Белоруссии.
Эксперты сомневаются, приведет ли введение специального знака к ощутимому результату. Президент Коллегии правовой защиты автовладельцев Виктор Травин прокомментировал ситуацию следующим образом: "Чайника" на дороге видно не по знаку, а по тому, как он ведет машину. Опытный водитель в таких случаях сразу, без всяких знаков, сориентируется. Кроме того, если вводить знак, нужно вводить и дополнительные обязанности и права всех участников движения. А что я обязан в связи с появлением такого знака делать? Наконец, опыт зависит не от стажа вождения, а от того, сколько времени человек проводит за рулем. Идея, озвученная господином Кирьяновым, - вещь в себе, не имеющая никакого смысла".
Это не единственная проблема, с которой столкнулся автор проекта. Президент Движения автомобилистов России Леонид Ольшанский сказал: "Согласно части 3 статьи 55 Конституции, права и свободы человека могут быть ограничены в исключительных случаях и только федеральным законом. А здесь ограничение налицо. Кроме того, за рулем сидит водитель, но автомобиль - его частная собственность. А если он передаст руль другому, опытному человеку, что же тогда, знак отклеивать? На мой взгляд, руководство ГИБДД обуревают пиар-акции. Но кто поручится, что за постановлением о наклеивании "знака чайника" не последует внесение изменений в Административный кодекс?"
Эксперты также считают, что при загруженности дорог машина, двигающаяся медленнее скорости потока, уже будет представлять собой потенциальную угрозу. Более того, специалисты отмечают, что следует уделять внимание не столько водителям, сколько обучающим их инспекторам.