|
Югоосетинские события породили необычайно сильный всплеск риторики в Евросоюзе . Тут уже не только ретивые новобранцы из Восточной Европы (поляки, прибалты), но и хладнокровные англичане призывали наказать Россию немилостью и санкциями. Внеочередной саммит ЕС 1 сентября выдался жарким. Впрочем, как и всегда в Европе, дело закончилось вполне безобидным компромиссом. Из всех возможных санкций в отношении России европейцы остановились на том, чтобы не вести переговоры по новому стратегическому соглашению с ней до тех пор, пока российские войска не будут полностью выведены с территории Грузии. Это, конечно, не слишком убедительная мера, учитывая, что переговоры и так уже были заторможены полтора года назад (из-за польского, а затем литовского вето), а прежнее Соглашение о партнерстве и сотрудничестве между РФ и ЕС исправно действует и может автоматически пролонгироваться еще энное число лет.
Обиднее всего в этой ситуации Грузии: ведь на словах Европа двумя руками поддерживает ее и осуждает "непропорциональное" применение силы Россией. Тот же саммит ЕС ни слова не сказал об агрессии Тбилиси в Цхинвале и о ее жертвах (впрочем, Европарламент признал тот факт, что Грузия начала военные действия первой). Однако же европейская поддержка не пошла дальше слов: ни санкций, ни давления на Москву, ни сворачивания отношений Саакашвили от Европы не дождался. Ему пообещали только утешительный приз - ускорение создания зоны свободной торговли ЕС - Грузия. Да, это именно то, что сейчас необходимо Тбилиси...
Почему же Европа столь непоследовательна? Неужели боится Россию? Не совсем. Как сказал в интервью ВВС министр иностранных дел Финляндии Александр Стуб (побывавший, кстати, в зоне конфликта), "это не трусость, это математика". И, причем, математика очень простая: ее "формулу" подробно изложил премьер-министр Италии Сильвио Берлускони на саммите ЕС: "Россия до сих пор является великой военной державой, страной с ядерным потенциалом, который может десять раз уничтожить все население планеты, страной, экономика которой демонстрирует ежегодный рост на 7% - 8%, страной с нефтью и газом, в которых нуждается Европа. И что, мы будем с ней воевать?" И сначала западные, а потом и восточные европейцы решили, что воевать не будем. И не стали.
Конечно, речь не шла о возможности военного выступления европейских стран на стороне Грузии. Но экономическая и торговая война теоретически могла произойти. Ну, к примеру, Евросоюз мог ввести окончательный запрет на приобретение европейских активов российскими компаниями, в частности, ограничить доступ "Газпрома" к распределительным сетям Европы, а также к кредитам, ввести какие-то новые меры, затрудняющие экспорт в ЕС российских несырьевых товаров. А ведь именно к подобным мерам призывали Евросоюз его наиболее решительные члены.
Но ничего такого не произошло. Европейцы предпочли не ссориться с тем, кто поставляет им почти треть энергоносителей. Не исключено, что принять столь мудрое решение им помог... ремонт. Ремонтировали газопровод Ямал - Европа, основную газовую магистраль России в европейском направлении. Причем, как отметили в "Газпроме", делалось это "на основании запросов компаний EuRoPol GAZ и WINGAS", собственников польской и германской частей газопровода. Длился ремонт всего два дня, в первый из которых поставки газа по трубе были приостановлены, а во второй - осуществлялись в неполном объеме. И их обещали тут же компенсировать увеличением объемов поставки по другим трубам. Но фокус заключался в том, что этот ремонт производился 2 и 3 сентября, а информация о нем пронеслась по европейским СМИ - обрастая слухами и домыслами - 1 сентября, то есть аккурат в день проведения саммита ЕС... Таким образом, европейцам должно было стать понятнее, какие решения не нужно принимать на этом саммите, чтобы не иметь проблем с энергообеспечением предстоящей зимой. И европейцы поняли. Они ведь помнят, чем закончился ремонт нефтепровода "Дружба", снабжавшего сырьем Мажейкяйский НПЗ в Литве, - он так и не закончился...
Конечно, такие "невинные" совпадения с ремонтом труб не укрепляют доверия между Россией и Европой. Как не укрепляет его и предвзятость, и антироссийская риторика, усиливающиеся в ЕС. А итог всего этого закономерный: российские лидеры утверждают, что на Западе "свет клином не сошелся", и намереваются прокладывать трубы в других направлениях. Европа же усиленно пытается увеличить поставки углеводородов из других стран и регионов. "Мы должны как можно быстрее наладить отношения с другими производителями нефти и газа", - сообщал накануне саммита английский премьер Гордон Браун на страницах The Observer, отметив также, что в целях "уменьшения нашей зависимости от России" он будет убеждать европейских лидеров увеличить финансирование нефтегазовых проектов на Каспии.
Таким образом, Европа и Россия сознательно ослабляют наиболее прочную из своих нынешних связей - энергетическую. На что будет в дальнейшем опираться их "стратегическое партнерство" - не понятно. Может быть, новое соглашение им уже не понадобится вовсе. А жаль, ведь их партнерство всегда носило и носит не только экономический, но и цивилизационный характер. Разорвав его, каждая из сторон потеряет нечто большее, чем источник материальных выгод.