|
Рорабакер подчеркнул, что "никакие разговоры о провокациях не могут изменить этот факт". "Русские правы, мы неправы". А попытки возложить ответственность за эскалацию конфликта на Южную Осетию напоминают, по словам конгрессмена, инцидент в Тонкинском заливе, ставший для США поводом к началу боевых действия во Вьетнаме. Второго августа 1964 г. там был подорван американский эсминец, который якобы атаковали вьетнамские торпедные катера. Доказательств нападения вьетнамцев не найдено до сих пор, однако тогда Вашингтон не стал разбираться и приказал начать бомбардировки "вражеской" территории. По мнению Рорабакера, события 7 августа 2008 г. в американской интерпретации точь-в-точь напоминают "тонкинский инцидент". И теперь "кое-кто будет использовать фиговый листок и говорить, что южные осетины могли спровоцировать военные действия, выпустив ракету или артиллерийский снаряд".
Сказав это, конгрессмен как в воду глядел. Выступавший вслед за Рорабакером заместитель госсекретаря США Дэниэл Фрид тут же попытался прикрыть истину "фиговым листом". Правда, в качестве вьетнамских торпедоносцев у него выступили не осетины, а русские. "Точным является то, что 7 августа грузины сказали нам, что российские бронированные машины вошли Рокский туннель, находящийся на границе между Россией и Грузией, и собираются нанести удар по Грузии", - сказал Фрид.
По его словам, "грузины считали, что говорят нам правду". Тем не менее сам Фрид не может сказать, что это является правдой. "Мы все еще смотрим на точную хронологию того, когда российские силы находились в Рокском туннеле", однако Госдеп пока не располагает точной хронологией, признался дипломат.
Не смог заместитель Кондолизы Райс ответить и на вопрос, почему Саакашвили отдал приказ на обстрел Цхинвала. "Я считаю, что этот вопрос вы должны задать грузинам", - перевел стрелки Фрид. Представитель Госдепа утверждает, что администрация Буша "громко, однозначно и неоднократно" убеждала руководство Грузии не воевать с Россией, но страна повела себя "глупо и была раздавлена". Тем не менее, заключил замгоссекретаря, " мы хотим, чтобы Грузия выжила перед лицом такого давления, и мы считаем, что это хорошая инвестиция".