Архитектура не там

Читать в полной версии →
Впервые за всю историю российского участия в Венецианской биеннале в павильоне нашей страны будут выставлены не работы студентов и "бумажные" проекты, а реальные произведения




Венецианская архитектурная биеннале - главный и самый престижный мировой архитектурный смотр, который проводится с 1980 года. Россия участвует в ней девятый раз и в 2000 г. была удостоена "Золотого льва" "за лучшую архитектурную фотографию", автор - архитектор Илья Уткин.

Для посетителей XI биеннале откроется 14 сентября 2008 года. По заявлению организаторов, в ней примут участие архитекторы и дизайнеры более чем 50 стран, будет представлено 35 национальных павильонов.

Куратор нынешней биеннале - Аарон Бецки, знаменитый радикальный архитектурный критик, - предложил провокационную тему: "Не там. Архитектура вне здания" (Out There. Architecture beyond building). Тем самым он бросил вызов самой идее архитектуры и призвал авторов вспомнить об истоках их творчества. "Турнир за Россию" - такую тему выбрали кураторы Григорий Ревзин и Павел Хорошилов для российской экспозиции. Известные отечественные архитекторы Михаил Филиппов, Алексей Бавыкин, Александр Асадов, Михаил Белов представят свои работы вместе с международными звездами, активно работающими для российских заказчиков - Захой Хадид, Домеником Перро, Эриком ван Эгераатом, Норманом Фостером, Жаном Нувель.

Тема, выбранная Россией, не совсем соответствует девизу биеннале, так как ожидается, что в павильонах других стран большинство проектов будут реализованы на основе максимально отвлеченной концепции, слабо связанной с реальностью. Но, по мнению российской стороны, не обязательно точно следовать заданной теме, "мы же не в школе". Впервые за всю историю российского участия в Венецианской биеннале в павильоне нашей страны будут выставлены не работы студентов и "бумажные" проекты, а реальные.

В современной архитектуре свет стал полноправным инструментом зодчих. Благодаря свету создаются новые архитектурные пространства, линии, формы, и подсветка из вспомогательного выставочного инструмента стала частью экспозиции биеннале. Световое решение поручили Борису Князеву (центр светодизайна "Иллюминатор"). Во многом на то, что пригласили Бориса Князева, повлияла работа "Иллюминатора" по освещению выставки Фостера в Москве, также хорошо известны их работы по световому решению Казанского собора в Петербурге и башни "Федерации" в Москве.

Критерии для определения победителей биеннале невозможно формализовать. По словам российской делегации, в этом году наград они не ждут.

Леон ЖАБИН |
Выбор читателей