|
Предложенный Бушем законопроект называется "Акт 2008 года о чрезвычайной экономической стабилизации" и предполагает выделение $700 млрд, которые планируется потратить на выкуп у финансовых компаний обесценившихся бумаг, обеспеченных ипотечными обязательствами. Причем $250 млрд должны быть предоставлены немедленно. Единоличным правом распоряжаться гигантской суммой "в целях восстановления ликвидности и стабильности финансовой системы США" наделялся министр финансов Генри Полсон.
Эксперты возлагали большие надежды на план Буша, считая, что выкуп "больных" активов может остановить углубление мирового финансового кризиса. Однако законопроект вызвал бурю недовольства среди населения США, негативную реакцию у обеих политических партий и неприятие в Конгрессе. Тем не менее в воскресенье появилась информация о том, что Конгресс и Белый дом смогли договориться. Но компромисс так и не был найден. После нескольких часов ожесточенных дискуссий Конгресс, по словам спикера Палаты представителей Нэнси Пелоси, отказался платить "умопомрачительную сумму за провальную экономическую политику Буша".
Буш, между тем, явно рассчитывал на положительный ответ. После объявления итогов голосования президент заявил о своем разочаровании решением Конгресса и бросился консультироваться с экономическими советниками. Его поддержали Джон Маккейн и Барак Обама. Кандидат в президенты от демократов заявил, что конгрессмены, в конечном счете, примут законопроект, "но процесс будет нелегким". Генри Полсон заявил, что Минфин будет продолжать добиваться помощи от Конгресса. По его словам конгрессмены вернутся к обсуждению плана Буша уже сегодня. "Ситуация слишком серьезная, чтобы проиграть", - сказал министр.
Еще больше, чем Буш, $700 млрд ждали рынки, и на отказ Конгресса ответили самым предсказуемым образом - дружным падением. Индекс Доу-Джонса впервые за свою историю потерял по итогам одной сессии сразу 777,68 пункта (-6,98%) и составил 10365,45 пункта. Вслед за ним обрушились DJIA - на 6,98% - и NASDAQ, снизившийся на 9,14%. Максимальное падение за последние 20 лет - 8,79% - на 106,62 пункта совершил индекс S&P 500. Индекс MSCI World Index пережил самое большое снижение за всю свою историю - 5,9%. За один день, по данным Dow Jones Wilshire 5000, американский фондовый рынок потерял $1,2 триллиона.
Задело и Европу. Британский индекс FTSE 100 снизился на 5,30%, немецкий DAX - на 4,23%, голландский AEX потерял 8,75%, французский CAC 40 5,5%, швейцарский SMI снизился на 6,63%. Общеевропейский индекс FTSEEurofirst опустился на 5,23%.
Более того, почти на $11 упала цена на нефть, еще на прошлой неделе бившая рекорды дороговизны. Вчера на Нью-Йоркской товарно-сырьевой бирже баррель американской Light Sweet Crude Oil продавали по $96,07, тогда как в пятницу торги на NYMEX закрылись на отметке $106,89 за баррель. В связи с этим резко упали акции нефтяных компаний: в частности, бумаги Royal Dutch/Shell и BP подешевели на четыре с лишним процента.
Пошатнулись и российские фондовые рынки. Индекс ММВБ в понедельник закрылся на уровне 1019,64 пункта, 5,5% ниже пятничного уровня. РТС потерял за день 7,11%, опустившись до 1194,11 пункта. Глава совета директоров инвестиционной группы "Арбат Кэпитал" Алексей Голубович заявил, что решение Конгресса США откликнется в России падением на 10%.
Эксперт "Yтра" подтвердил дальнейшее падение. Против российских акций будет играть еще и упавшая в цене нефть, сказал он. Отказ Конгресса стал толчком для сильного падения сегодня Yтром азиатских и тихоокеанских рынков. Торги на Токийской фондовой бирже открылись во вторник резким падением котировок. Индекс Nikkei, отражающий котировки акций 225 ведущих компаний Японии, лишь за первые полчаса торгов потерял 4,2%, упав до уровня 11277,99 пункта - самого низкого в этом году. За первые полчаса торгов на 5,2% упал австралийский индекс S&P/ASX-200, а новозеландский рынок снизился на 4,7%.
Между тем российские власти не намерены менять свою экономическую политику в связи с последствиями провала плана Буша. "Если мы будем двигаться в русле мировых тенденций, то экстраординарные меры принимать не следует, - заявил глава Федеральной службы по финансовым рынкам Владимир Миловидов. Однако если начнется паника и возникнут долговые проблемы, то ФСФР будет принимать меры, "и очень жесткие".