ФОТО: proungallery.ru |
Целая группа авангардистов 1910-х гг. – представители знаменитого "Бубнового валета" - почитали и превозносил скифское искусство, простецкий лубок и аляповатую живопись городских рекламных вывесок, одним словом, все то, что в современной искусствоведческой науке называется народным примитивом. Эта же наука, совершенно небезосновательно, именует участников группы русскими сезанистами. Потому как своими непосредственными учителями будущие звезды русского авангарда считали французских мастеров конца XIX в., и прежде всего - великого Поля Сезанна. Многие из них учились в Париже, а после революции снова вернулись в этот город и провели свои лучшие годы в контексте парижской художественной школы.
Следовательно, искусство русского авангарда оказалось загадочным образом переплетено как с западной, так и с национальной художественной традицией. Но если виртуозную технику и тягу к смелым экспериментам русские художники заимствовали у своих прославленных европейских коллег, то источником вдохновения и образов для них неизменно оставались произведения народного искусства и ремесла.
Выставочный проект "Рядом", открывшийся в залах галереи "Проун", представляет эту проблему в совершенно новом аспекте. Вместо лубочных картинок и расписных вывесок кураторы выставки предлагают зрителю сопоставить творчество русских авангардистов и домотканые украинские ковры - так называемые рядна, отличающиеся характерным полосатым орнаментом. "Цветная полоса для искусства ХХ в. стала основным пластическим модулем, вдохновившим многие эксперименты в области геометрической абстракции. Ее активно использовали супрематисты и художники, попавшие в творческую орбиту Малевича, как непосредственно в живописных опытах, так и в многочисленных декоративных эскизах. Любовь Попова, Ольга Розанова, Константин Рождественский, Илья Чашник, Варвара Степанова и другие разрабатывали формально-цветовую структуру полосы, усложняя и варьируя ее", - подчеркивают организаторы проекта, утверждающие, что "украинский" изобразительный ряд можно продолжать хоть до американского абстракционизма.
И если с концепцией выставки можно поспорить, то ее экспозиция, как всегда тщательно подобранная, представляет собой совершенно самостоятельную ценность. Поклонники творчества самых радикальных представителей "золотого века" русского искусства обнаружат в "Проуне" малоформатные, но очень качественные произведения Любови Поповой и Михаила Матюшина, Ольги Розановой и Константина Рождественского.
Но так как художественная галерея не может подвергнуться полной музеефикации, кураторы проекта сочли возможным дополнить выставку произведениями современного художника - экспозиционный ход, давно уже превратившийся в фирменный прием "проунцев". На этот раз выбор пал на графику Александра Константинова, более известного в нашем городе благодаря своим монументальным инсталляциям из цветного скотча. Мало кто знает, что на заре своей творческой карьеры этот актуальный художник занимался исключительно графикой и скульптурой. Тогда-то в его работах и появились волшебные цветные линии, благодаря которым сегодня он легко смог вписаться в "полосатый проект".