ФОТО: AP |
Последняя встреча между корейцами в подобном формате состоялась в январе текущего года. Столь длительная пауза в отношениях была связана, главным образом, с приходом к власти в Сеуле нового президента, Ли Мен Бака, которого на севере считают "ястребом". В действительности недовольство руководства КНДР вызвали его заявления о том, что объем помощи Северу, должен зависеть от готовности Ким Чен Ира прислушиваться к требованиям международного сообщества, касающимся сворачивания ядерной программы.
Со среды в Пхеньяне находится помощник госсекретаря США Кристофер Хилл. По замыслу Вашингтона, его присутствие должно было стать своего рода подстраховкой для южнокорейских переговорщиков. Однако после их неудачи миссия Хилла оказалась под угрозой. Следует заметить, что действия официального Вашингтона также не облегчают работу американского дипломата. Белый дом обещал, что вычеркнет КНДР из списка стран, поддерживающих терроризм, через 45 дней после того, как Пхеньян передаст другим участникам "шестерки" исчерпывающую информацию о своей ядерной программе. Этот срок истек в середине августа, однако Северная Корея все еще фигурирует в списке.
Более того, Вашингтон поставил перед КНДР новое условие. Теперь США требуют от Ким Чен Ира предоставить им возможность в любое время проводить проверки на любых выбранных ими промышленных объектах, вызывающих подозрение, а также получить право допрашивать северокорейских инженеров-ядерщиков без присутствия свидетелей.
Впрочем, Ким Чен Ира отказ Вашингтона от собственных обещаний едва ли сильно расстроил, ведь он с самого начала переговоров не собирался отказываться от своей ядерной программы. Атомная угроза - это ключевой элемент внешней политики Пхеньяна. Это именно то, что позволяет режиму Ким Чен Ира говорить на равных с высокопоставленными представителями других государств и обеспечивать население самыми необходимыми товарами.
Социальные статьи государственного бюджета КНДР представляют собой весьма символические цифры, основная часть потребностей населения в продуктах питания и одежде обеспечивается за счет иностранной гуманитарной помощи. При этом расходы на армию превышают показатели многих более успешных в экономическом отношении стран. И это не говоря о дорогостоящей ядерной программе.
Ким Чен Ир нашел для себя способ решения базовых экономических проблем, фактически не занимаясь экономикой страны. Если допустить, что Пхеньян действительно откажется от ядерного статуса, он перестанет доставлять беспокойство Западу, Японии и Южной Корее, и они легко смогут, при помощи санкций, добиться банкротства правящего режима. В данной же ситуации у властей КНДР нет препятствий для дальнейшего паразитирования на своих оппонентах, а Запад и соседи "любимого руководителя" готовы и впредь снабжать его продовольствием для того, чтобы они не прибегали к радикальным мерам.
В американском истеблишменте все чаще обсуждают возможность внесения некоторых изменений в формат переговоров с Пхеньяном. Например, предлагается возложить основные функции переговорщиков с американских на китайских и российских дипломатов как на представителей стран, имеющих наиболее тесные отношения с властями КНДР. Однако в сложившихся условиях ожидать от такого шага больших результатов вряд ли стоит.