|
Фактически в отдельно взятом субъекте Российской Федерации началось создание собственных Вооруженных сил, какими бы формулировками ни был обставлен процесс. Как отмечено в сообщении пресс-службы президента и правительства ЧР, "данный указ подписан в соответствии с Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе" и указом президента РФ "О призыве в октябре-декабре 2008 г. граждан РФ на военную службу и об увольнении с военной службы граждан, проходящих службу по призыву".
Отныне официальный Грозный будет самостоятельно проводить организационные мероприятия по призыву граждан на военную службу. Властями республики оперативно утверждены основные и резервные составы призывной комиссии ЧР, а также основные и резервные составы призывных комиссий районов и городов республики. Как сообщили в пресс-службе президента и правительства Чечни, председателем комиссии основного состава призывной республиканской комиссии является Рамзан Кадыров, а его заместителем назначен военный комиссар Саид-Селим Цуев. Обязанности секретаря комиссии будет исполнять фельдшер ВВК военкомата Чечни Ольга Кононенко. Резервный состав комиссии возглавил председатель республиканского правительства Одес Байсултанов, которому предстоит организовать взаимодействие с военными ЧР по вопросам, связанным с проведением мероприятий по призыву граждан на военную службу. Интересно, что указ Кадырова вступил в силу с 1 октября текущего года, то есть за две недели до его опубликования. Возможно, таким жестом в Грозном дали понять, что процесс необратим.
Справедливости ради стоит отметить, что федеральный центр за все это время так и не смог решить проблему чеченского призыва, хотя в военкомате Чечни "били в колокола" как минимум лет пять. Чеченская молодежь оказалась практически выключенной из военного призыва Российской Федерации. Чеченцев пытались призывать в начале 2000-х гг., но акция провалилась: количество драк с сослуживцами и офицерами, случаев невыполнения приказов и дезертирства стремительно росло до тех пор, пока призыв не остановили совсем.
Именно из молодежи призывного возраста – студентов и вчерашних школьников вербуют контингент главари бандформирований. По некоторым данным, увеличился отток молодежи в леса. В связи с этим в Веденском районе республиканские власти вынуждены поддержать общественную инициативу по бойкоту семей, в которых кто-то ушел в банду.
Источники среди российских военных, которые еще остаются в Чечне, подтверждают, что в республике по-прежнему сохраняются каналы, по которым налажена отправка молодых боевиков на "учебные базы" экстремистов. Такие центры расположены в горах по всему Кавказу. Соответственно, и бандформирования пытаются дестабилизировать ситуацию не только в Чечне.
Переломит ли ситуацию призыв чеченской молодежи? Пока, если честно, надежд на это практически нет, поскольку желающие служить в силовых структурах России в Чечне всегда хватало с избытком – как и тех, кто уходит в горы. А то, что призыв чеченцев в собственные формирования является вольной или невольной альтернативой российской армии, также не вызывает сомнения.
"Давно известно, что чеченские призывники либо служат в Чечне, либо их вообще не призывают. Учитывая происходящее на Кавказе, это логично, – считает заведующий аналитическим отделом Института политического и военного анализа Александр Храмчихин. – Выходит нарушение Конституции Российской Федерации. Чечня получила полную независимость. Оба Кадыровых оказались умнее и Дудаева, и Масхадова, и других лидеров непримиримых, вместе взятых. Они получили все, что хотели – практически полную независимость, кроме внешней политики, хотя она в таком состоянии им не нужна, учитывая отсутствие ресурсов для этого. Грозный получает гигантские, никем и ничем не контролируемые дотации из Москвы и имеет возможность участвовать в управлении Россией в целом. И все это взамен поднятия российского флага.
Что дальше? Если Россия ослабеет или же кто-то извне предложит лучшие условия, Чечня "отвалит". Но Кадыров врос в российскую политическую тусовку, ему в ней приятно. Он молодой, и переживет всех.
Но если в России сменится власть, то новому президенту РФ будет очень трудно выбраться из этой ситуации, так как Кадырову принадлежит в Чечне все".
Комментируя организацию Грозным призыва чеченцев на военную службу, ведущий специалист Международного центра исследований проблем терроризма и локальных конфликтов Петр Иванченко называет этот процесс похожим на "посягательство на суверенитет Российской Федерации". "Варианты решения проблемы есть, – считает эксперт. – Можно вернуться к практике царской России, когда создавались национальные формирования на Кавказе. Учитывая особенности чеченцев как воинов, их традиции и менталитет, такие формирования можно превратить в некоторое подобие гуркхов в британской армии – выходцев из Непала, которые входят в элитные британские подразделения. Но этим должен заниматься не Кадыров, а Минобороны России. Иначе все выглядит как прямая подготовка к легализации собственной армии Кадырова. А численность его "преторианской гвардии" уже приближается к 20 тысячам человек".