"Офисному планктону" грозит вымирание

Читать в полной версии →
В условиях кризиса бизнес не желает брать на себя ответственность. И хотя ситуация на рынке труда в России пока выглядит лучше, чем в европейских странах, армия офисных работников значительно поредеет




Комитет Госдумы по труду и социальной политике выступает категорически против предложения РСПП разделить между бизнесом и государством ответственность за выплату компенсаций сокращенным сотрудникам. Об этом сообщил председатель комитета Андрей Исаев на пресс-конференции в Москве. В беседе с корреспондентом "Yтра" он назвал четыре причины, определяющие такую позицию.

Андрей Исаев: Во-первых, это разрушение договоренностей, которые были достигнуты при принятии нового Трудового кодекса. Во-вторых, это проявление, на наш взгляд, крайнего классового эгоизма, который спровоцирует ответную реакцию со стороны трудящихся. Они тоже могут предъявить свои требования. И тогда забастовочная волна принесет гораздо больше убытков бизнесу, чем экономия, которую они пытаются сделать.

В-третьих, я считаю это крайне безответственной вещью. Вот когда экономика росла, они говорили: "Мы частный бизнес, не трогайте нас, мы получаем прибыль, назначаем себе любые зарплаты и так далее". Как только с экономикой стало плохо: "Ну-ка заберите наши обязательства себе, государству". Так не бывает. Если вы взрослые ребята, большие дяденьки, то у вас и проблемы ваши, и успехи ваши. Пока были успехи, они были ваши, проблемы пускай тоже вашими и остаются.

И, наконец, четвертое – экономически это все равно бессмысленная вещь, потому что мы не можем людей просто повыкидывать на улицу. Мы ж в цивилизованном обществе живем. Значит, им все равно нужно будет заплатить. Если не заплатит бизнес, это должно будет сделать государство. Откуда государство возьмет эти деньги? Оно возьмет их у того же бизнеса в виде налогов.

"Yтро": Но ведь нашло же оно $50 млрд на рефинансирование задолженности российских компаний перед иностранными.

А.И.: Одно дело финансирование кредитов и оказание помощи подобного рода, совсем другое дело – лихорадочное сбрасывание социальных обязательств. Я могу сказать сразу: еще на самом деле настоящий кризиса не ударил. Если мы поощрим их сейчас в попытке сбросить социальные обязательства, то завтра под предлогом кризиса они вообще камня на камне от Трудового кодекса не оставят. Они скажут: "У нас настолько тяжелая ситуация, что давайте сделаем двенадцатичасовой рабочий день, давайте максимум заработной платы установим вместо минимума, отменим МРОТ и так далее". Это безумие. Кризис – он для всех кризис. Почему мы должны входить в положение самых богатых людей за счет самых бедных?

"Y": А не начнется ли в таком случае массового банкротства компаний?

А.И.: Хочу напомнить, что в случае банкротства компании, она отвечает своим имуществом. И в число привилегированных кредиторов входят работники, которым выплачиваются деньги в первоочередном порядке после налогов и платежей в небюджетные фонды. Во-вторых, если компания идет к краху или банкротству, как показывает опыт, ей не поможет уже практически ничего. А трудности – они для всех трудности, и для тех, кто остается работать, и для тех, кто уходит. Но для тех, кто уходит, положение все-таки сложнее, поэтому решать проблемы за их счет не стоит.

Андрей Исаев отметил, что Госдума впервые вступила в спор с РСПП в столь публичной форме, потому что РСПП поступил "совершенно не по-партнерски, без всяких консультаций". Политик выразил надежду, что впредь "подобной глупости" не повторится.

Что же касается ситуации на рынке труда, пока она выглядит лучше, чем в европейских странах. По словам депутата, официально уровень безработицы в России сейчас составляет всего около 1,5%, и даже при подсчетах по методике МОД (Международная организация труда) не превышает 4%. Однако в условиях кризиса можно ожидать роста безработицы. Прогнозировать конкретные цифры Исаев отказался, но отметил, что считает целесообразным восстановить систему страхования от безработицы. Речь идет о создании специального фонда, в который должны делать отчисления государство, бизнес и сами работники.

По мнению председателя Комитета по труду и социальной политике, в условиях кризиса первым пострадает так называемый офисный планктон. "Молодежи я бы посоветовал выбирать себе надежную профессию, – отметил политик. – Это может быть профессия как техническая, инженерная (в ближайшее время в России инженеры будут очень востребованы), так и хорошие специалисты в области хозяйственного права, если говорить о юристах. Но в любом случае нужно становиться специалистом в какой-то определенной, пусть даже узкой, специальности. Тогда востребованность на рынке труда будет".

В государственном секторе, скорее всего, произойдет не сокращение, а перераспределение трудовых ресурсов. Например, в здравоохранении сейчас, по словам депутата, наблюдается переизбыток врачей-специалистов при нехватке врачей общей практики. Андрей Исаев также уверен, что в ближайшее время российские профсоюзы потребуют сократить квоты на привлечение иностранной рабочей силы. И будут в этом совершенно правы.

Выбор читателей