|
Согласно данным на начало нынешнего года, недоимки американцев за покупки по пластиковым кредитным карточкам составляли $961 миллиард. Армия безработных за это время увеличилась на два миллиона человек, что значительно сократило количество выплат по "пластиковым долгам" и усугубило кризис, который начался на ипотечном рынке, перекинулся на фондовой, а сейчас вновь размывает устоявшие банки и компании.
Однако, несмотря на отсутствие наличных, отказаться от приобретательства американцы не могут. "Для людей, страдающих шопоголизмом, экономический фактор стал лишь дополнительным стрессом, но не убавил страсти к покупкам. Подобно алкоголикам, которые готовы потерять работу и семью, лишь бы выпить, они действуют по той же схеме", - утверждает психотерапевт Тэрри Шулман.
Шулман считает, что во времена депрессии, когда средний американец понимает, что ему не по карману ни новый дом, ни достойные пенсионные накопления, он находит утешение в доступных магазинах одежды и электроники.
Эту версию подтверждает статистика, согласно которой объем продаж товаров класса люкс в "гламурном" Sachs упал в октябре на 16%, а в самой дешевой розничной сети Costso, - лишь на 1%. Если раньше американцы, не раздумывая, хватали сумочки по $1,2 тысячи, то теперь они лимитируют свой выбор ценой в $300, однако полностью отказаться от покупок не могут. По данным исследования American Journal of Psychiatry, 5,8% американцев страдают синдромом маниакального потребительства, то есть являются шопоголиками.
На фоне этого героями борьбы с манией потребительства, не подкрепленного доходами, выступила семейная пара Олберт, которая отправилась в банк и попросила заблокировать их траты на промтовары и развлечения. Они совершили этот "отважный" поступок, узнав о долге в $80 тысяч при совместном годовом доходе в $100 тысяч. "Мы не страдаем маниакальной зависимостью от покупательства, мы просто не были достаточно умными", - пояснили Олберты свое решение. Деньги чета истратила на шоппинг, рестораны, зрелища и казино.