Грымов против чужих

Читать в полной версии →
Комментируя свой фильм, Грымов заявляет, что "в мировом конфликте между мусульманскими странами и Америкой примирителем должна стать именно Россия" – таков, надо полагать, новейший мессидж "вставших с колен" отечественных кинематографистов

Чужие (Strangers)
Россия–США–Египет, 2008
Режиссер: Юрий Грымов
В ролях: Скарлет МакАлистер, Марк Эдам, Кэтлин Гати, Виктор Бычков, Алексей Полуян



ФОТО: chuzhiemovie.ru



Задолго до выхода на экраны новой картины Юрия Грымова медийное пространство было переполнено слухами об этом проекте. Год назад газеты писали, что съемочная группа фильма "Чужие" была арестована египетской полицией на въезде в страну, а оборудование конфисковано таможней. Видимо, бутафория, которую Грымов привез для съемок взрывов и перестрелок, показалась египтянам чересчур похожей на настоящее военное снаряжение. А незадолго до премьеры появилась информация о том, что сама Кондолиза Райс, ознакомившись с содержанием фильма, посоветовала американским прокатчикам не выпускать "Чужих" на экраны в Соединенных Штатах. Ничего удивительного, ведь в картине описаны непростые взаимоотношения представителей арабского мира с выходцами из мощнейшей (пока еще?) западной цивилизации, которые трактуются режиссером не в пользу последних.

"Чужие" выходят в прокат под лозунгом "самое актуальное кино года". Группа американских врачей приезжает в горячую точку в некой абстрактной арабской стране с благотворительной миссией. Молодая семейная пара (Скарлет Макалистер и Марк Эдам), одинокая немолодая активистка (Кэтлин Гати) и супруги-гомосексуалисты (Нил Стюарт, Джефф Грейс), рискуя жизнями, привозят вакцины для местных арабских детей. Однако вскоре становится очевидно, что истинная причина альтруизма руководителя экспедиции – желание добиться карьерного роста у себя на родине. А также стремление навязать вместе с вакцинами привычки и понятия "людей в пробковых шлемах", от норм личной гигиены и до нравственных ориентиров. Тупая настойчивость "пришельцев" не находит понимания среди туземцев и приводит молодых врачей к конфликтам не только с местными жителями, но и друг с другом.

Банальная мысль о том, что со своим уставом в чужой монастырь не ходят, развивается режиссером последовательно и методично, начиная от первых сцен и до издевательского фиктивного хеппи-энда. Американские врачи из фильма Грымова уверены, что их нация была избрана Богом, чтобы подарить всем мир, демократию и бесплатные вакцины для маленьких детей; что все дело в благотворительности, а не в газе, нефти и базах противоракетной обороны. И в этом их роковая ошибка. Параллель с голливудской сагой о "Чужих" (Aliens) не случайна: чудовища из грымовского кино только на первый взгляд производят впечатление цивилизованных и порядочных "добрых самаритян".

Однако собственно политики в фильме нет. Это психологическая драма, профессионально сыгранная командой американских актеров. "Чужие" на первый взгляд кажутся очередным голливудским экшеном, и, если бы не сюжетная линия с российскими миротворцами-саперами, этническую принадлежность автора зрителю угадать было бы невозможно.

И в фильме, и в мировой действительности Грымов отводит соотечественникам особую роль – миротворческую. Русские разминируют пустыню и тем самым спасают всех разом – и арабов, и американцев. Режиссер, комментируя собственный фильм, заявляет, что "в мировом конфликте между мусульманскими странами и Америкой примирителем должна стать именно Россия" – таков, надо полагать, новейший мессидж "вставших с колен" русских кинематографистов.

Взрывы, стрельба и гонки на джипах в "Чужих" сочетаются с психологической драмой, характерной скорее для фестивальных картин, а не для боевиков. Сам Грымов считает, что снял кино для широкой аудитории, и, по его словам, "не верит в высоколобую фестивальную культуру". Он отказался от участия в фестивальных конкурсах, поскольку не хотел, чтобы члены жюри, оценивая фильм, разошлись во мнениях по политическим соображениям.

В прокате с 13 ноября

Леон ЖАБИН |
Выбор читателей