Москва не допустит транспортного коллапса

Читать в полной версии →
Чтобы не превратить поток машин на дорогах столицы в одну большую пробку, на развитие транспортной системы выделяются суммы, равные по объему городскому заказу на строительство жилья




Непрерывный рост количества автотранспорта на улицах Москвы пойдет на убыль не раньше, чем через четыре - пять лет. При этом предполагается, что пропускная способность городской дорожной сети в ее нынешнем виде исчерпает себя значительно раньше, через два - три года. Причины такого положения дел уходят своими корнями в середину прошлого века, во времена советских Генпланов. В то время ни власти, ни архитекторы не могли представить, что по прошествии нескольких десятилетий количество автомобилей на московских улицах будет измеряться миллионами.

Поэтому расширение и модернизация городской дорожной сети становится сегодня для отцов города одной из первостепенных задач. В текущем году на проектирование новых магистралей из столичного бюджета поступило 7 млрд рублей. На дорожное строительство в 2009 г. будет направлена рекордная сумма – 106 млрд руб., против 50млрд - 60 млрд, выделяемых в предыдущие годы.

Впервые за транспортную систему столицы городские власти взялись в середине 1990-х, осуществив полную реконструкцию МКАД. Локальные работы по ее модернизации ведутся и сегодня. В первую очередь, это касается новых дорожных развязок. Одна из них будет сооружена в Куркине для обеспечения свободного въезда-выезда из этого района.

Появление четкой программы развития транспортной инфраструктуры должно позволить в обозримой перспективе сделать Москву проезжей даже с учетом постоянного прироста количества автомобилей. Главным элементом программы является строительство новых и модернизация уже имеющихся магистралей, соединяющих центр города с МКАД, и связывание их между собой посредством транспортных колец и хорд (рокад). Другим стратегически важным моментом является устранение разного рода "узких мест" за счет строительства и реконструкции мостов, путепроводов и развязок. Самым масштабными проектами являются Четвертое транспортное кольцо (ЧТК), Северная и Южная рокады, Звенигородский проспект и "Большая Ленинградка".

Работы на ЧТК уже начаты. Пока один из самых сложных вопросов этого проекта – освобождение территорий. Однако подобного рода трудности не способны кардинальным образом влиять на темпы строительства. По словам руководителя Департамента дорожно-мостового и инженерного строительства Москвы Александра Левченко, "движение на этой трассе должно быть четырехполосным. Учитывая, что часть магистрали пойдет под землей, правительство Москвы уже заказало 19-метровый проходческий комплекс. В настоящее время ведется его проектирование, а строительство начнется в будущем году. Готов он будет через год и восемь месяцев. Прокладка же тоннеля с его помощью, скорее всего, начнется через два года. Вводить в эксплуатацию участки Четвертого транспортного кольца будут по мере их готовности".

Что касается "Большой Ленинградки" и Звенигородского проспекта, работы на этих двух объектах постепенно приближаются к своей завершающей фазе. "Прямой ход по Ленинградскому проспекту, как и планировалось, будет закончен в 2009 году. На 2010-й останется лишь сооружение совершенно нового тоннеля на пересечении Ленинградского проспекта с улицами Балтийской и Алабяна", – поясняет Александр Левченко. К Новому году будет открыто движение по Волоколамскому туннелю по направлению к центру города. Еще через три месяца заработает вторая его часть – в сторону области. Тем самым будет завершено строительство ответвления на Волоколамское шоссе. В ближайшее время в полную силу развернутся работы на площади Белорусского вокзала. В ходе ее реконструкции автодорожный мост, проходящий над железной дорогой, будет приподнят на 70 сантиметров. В настоящее время на площади ведутся работы по перекладке инженерных коммуникаций; полностью работы по строительству транспортной развязки на этом участке планируется завершить примерно за полтора года. Еще 2 – 2,5 года уйдет на освоение подземных площадей.

Не менее значимой частью проекта "Большая Ленинградка" является реконструкция Пушкинской площади с сооружением под ней подземного двухэтажного паркинга на 1 тыс. автомобилей. Основное из условий реализации проекта – привычный облик площади не должен измениться: памятник Пушкину, фонтаны, лестницы, бульвар останутся на своих местах. При этом под Тверской улицей пройдет тоннель, который позволит убрать светофоры и сделать движение транспорта на этом участке беспрепятственным. Уже разработана проектно-сметная документация, подготовлена документация на перекладку инженерных коммуникаций и на строительство тоннеля.

Активно продвигаются работы и на строительстве Звенигородского проспекта. "Вообще, конечно, сложно здесь работать. Но все настроены на то, чтобы пустить движение в установленный срок. Есть графики работ, осмотр участков показал, что работы ведутся в соответствии с этими графиками", – заявил в интервью Александр Левченко.

Для разгрузки одной из наиболее напряженных городских магистралей в этом году будет завершено проектирование южного дублера Кутузовского проспекта. Работы по его строительству начнутся уже в 2009 году. Южный дублер пройдет от Третьего транспортного кольца до Аминьевского шоссе, а затем до Рябиновой улицы.

В ближайшее время начнутся проектные работы по созданию северного дублера Кутузовского проспекта. Главное его предназначение – отвод транспортных потоков непосредственно из Москва-Сити.

Что касается "расшивки" узких мест на действующих городских магистралях, здесь работы тоже идут полным ходом. Основная трудность заключается в том, что работать строителям приходится на "живых" объектах, то есть без остановки движения по ним. Наиболее наглядным примером таких работ является реконструкция Крестовского путепровода. "Для ускорения процесса реконструкции Крестовский мост, по-хорошему, надо было бы закрывать для движения, – говорит глава департамента дорожно-мостового и инженерного строительства. – Но, заботясь об удобстве для горожан, московские власти приняли сложное решение осуществлять реконструкцию, не закрывая мост полностью. Работа проводится в очень сложных для строителей условиях, ведь необходимы согласования с РЖД, которые дают "окно" на работы всего по несколько часов в сутки. Сейчас предполагается, что все работы по реконструкции будут завершены во II квартале 2009 года. Вообще, свою главную задачу мы видим именно в том, чтобы дорожная ситуация на время строительства не ухудшалась".

Таким образом, уже сегодня можно сказать, что к концу 2009 – началу 2010 гг. в Москве будут завершены работы на целом ряде важнейших участков дорожной сети. Введение их в эксплуатацию приведет к увеличению пропускной способности городской дорожной сети и качественным изменениям общей транспортной ситуации.

Планы московских властей в части дорожного строительства не ограничиваются обозначенными выше проектами. Очень важным моментом является решение транспортных проблем не только в черте города, но и в его ближайших окрестностях. Только таким образом можно полностью "расшить" узкие места, образуемые прилегающими к Москве подмосковными дорогами.

Важность консолидации усилий Москвы, Московской области и федерального правительства в решении проблемы развития транспортной системы столичного региона была отмечена всеми выступавшими на заседании коллегии Министерства транспорта РФ в конце сентября. Единое понимание проблемы и подходов к ее решению – это уже большой прогресс. Сегодня все упирается в финансирование – на решение всех проблем московского региона нужны гигантские суммы. Ведь столичные дороги принимают не только поток личных автомобилей горожан, но и значительные объемы транзитных грузоперевозок – около 2/3 от общероссийского потока.

Москва выделяет из бюджета города на развитие транспортной системы суммы, равные по объему городскому заказу на строительство жилья. Столичные власти рассчитывают, что власти Московской области и федеральный центр будут активно подключаться к реализации программы развития транспортной инфраструктуры столичного региона, которую все участники коллегии Минфина признали очень грамотно составленной и имеющей хорошие перспективы к реализации.

Алексей КАРАСЕВ |
Выбор читателей