|
Оживают и прямые контакты между Россией и США. И если телефонный разговор Дмитрия Медведева с Бараком Обамой можно считать протокольным, то визит в Москву заместителя госсекретаря Уильяма Бернса таковым вряд ли является. Бернс, бывший посол США в РФ, известен как человек компромиссов: в этом качестве он сегодня курирует не только Россию, но и Иран.
Это первый после кризиса на Кавказе визит высокопоставленного представителя американской администрации в нашу страну. Со слов пресс-атташе американского посольства в РФ Дэвида Сифкина становится ясно, что Уильям Бернс гостил в нашей стране не один день, как это было передано МИД на ленты информагентств, а два. И встречался не только с Сергеем Лавровым, с которым обсудил "ситуацию после выборов в США и общий фон отношений", но и с министром финансов Алексеем Кудриным, помощником президента Сергеем Приходько, заместителем руководителя аппарата правительства Юрием Ушаковым. Известен и круг поднятых на переговорах тем: кроме мирового кризиса, это вопрос о "необходимости согласованных действий на предстоящем саммите лидеров "двадцатки" в Вашингтоне", а также подготовка к следующему раунду российско-американских переговоров по вопросам стратегической безопасности и противоракетной обороны.
Кондолиза Райс назначила Бернса старшим в комиссию контроля над передачей дел Государственного департамента следующей администрации. Таким образом, именно он будет инструктировать новых сотрудников ведомства по ключевым вопросам внешней политики. И если до января следующего года (когда состоится инаугурация Обамы) Вашингтону и Москве удастся оживить свои отношения, новому президенту будет намного легче поддержать именно этот вектор.
А признаки "оттепели" не заметить невозможно. На прошлой неделе в Вашингтоне было подписано соглашение об организации системы прямой шифрованной связи между Россией и США. От имени российского правительства документ подписал посол России в США Сергей Кисляк, от американского правительства – все тот же Уильям Бернс. "Оперативные контакты" между лидерами двух стран берут свое начало с 1963 г., когда Никита Хрущев и Джон Кеннеди договорились об установлении линии прямой телефонной связи. Подобное стало возможным после "войны нервов" в период нарастания Карибского кризиса, поставившего весь мира на грань атомной войны.
Сегодня США и Россия возобновляют обсуждение нового договора о сокращении вооружений (переговоры будут проходить попеременно в миссиях США и РФ в Женеве до 21 ноября). Вашингтон представлен заведующим Отделом ракетно-стратегических проблем госдепартамента Джерри Тейлором. Обсуждение будет сосредоточено на замене Договора о сокращении стратегических вооружений от 1991 г., срок действия которого истекает в следующем году.
Любопытно, что тема войны на Кавказе, в свое время ставшая причиной (или поводом, как кажется некоторым) резкого ухудшения отношений с Западом, на нынешнем этапе сыграла примиренческую роль. Диалог с Россией Брюссель и Вашингтон связывают с оценкой выполнения Москвой обязательств по выводу своих войск с территории Грузии, а также с пересмотром точки зрения на начало войны.
Неутешительный для Тбилиси информационный залп прозвучал практически одновременно в Старом и Новом Свете. Вначале BBC показала репортаж из Южной Осетии, в котором инициатором военной эскалации было названо руководство Грузии. Затем в предложенном Михаилом Саакашвили сценарии, по которому якобы разворачивался конфликт, усомнились влиятельные The New York Times и The Washington Post. И даже нещадно ругаемая российским МИД ОБСЕ обнародовала отчет своих наблюдателей – тех, что были в зоне боевых действий и видели все своими глазами. Более трех месяцев понадобилось европейским "мониторщикам" на то, чтобы признать: войну начала Грузия.
Очень похоже, что прозревшая ОБСЕ оказалась тем самым последним аргументом, который был нужен ЕС и США для того, чтобы заново начать возводить мосты доверия. "Если окажется, что виноваты, главным образом, грузины, то президент Обама должен будет разъяснить Саакашвили, что надежный союзник не пренебрегает волей Вашингтона и не занимается безрассудным втягиванием Америки в ненужную конфронтацию с Россией", – пишет The Boston Globe.
То, что крупнейшие информационные службы и даже ОБСЕ, в разной степени признавая прямую ответственность грузинских властей за развязывание войны, приблизились к правде, не может не радовать Москву. В то же время трудно не заподозрить разворот в сторону этой правды (которую Россия безрезультатно пыталась доказать на протяжении трех месяцев) в известной ангажированности: Западу эта правда просто стала очень нужна в качестве инструмента для решения более насущных вопросов, чем вопрос статуса Южной Осетии и Абхазии.
В условиях глобального кризиса Вашингтон и Брюссель отчетливо понимают, что держать Россию за периметром площадки, на которой идет "мозговой штурм", невыгодно и глупо. Кроме того, впереди маячит противостояние США и объединенной Европы, доллара и евро. От того, к кому примкнет Россия с ее колоссальным потенциалом, сегодня зависит благополучие многих на Западе. Поэтому есть все шансы полагать, что конец года для международного рейтинга нашей страны окажется вполне удачным.