|
Армен Григорян: Это альбом в своем роде революционный, прежде всего, из-за методов, которые мы использовали при его записи. Это было детальное моделирование песен вплоть до каждой ноты - только после этого мы приглашали музыкантов в студию. Что касается концепции, вернее всего будет сказать, что это разные взгляды на Амстердам как на некий собирательный образ современной реальности. Я был там дважды, с перерывом где-то в два года, и как будто увидел два разных города. В первом случае это было настоящее гнездо порока с кафе-шопами, кварталом красных фонарей и прочей атрибутикой такого рода. А в мой второй приезд город вдруг открылся как культурная столица с огромным количеством музеев. Мне показалось, что Амстердам - это место, где существует и настоящая цивилизованная свобода для граждан, и свобода мысли. Именно эти идеи я попытался воплотить в музыкальной форме.
"Y": Презентация "Амстердама" состоялась полгода назад. Насколько успешен этот альбом?
А.Г.: Одна из песен вошла в очень влиятельный хит-парад, и уже шесть месяцев занимает в нем ведущие позиции. Я считаю, это очень хороший показатель, у нас такого, честно говоря, никогда не было. Еще один показательный момент - гастрольный график. Когда мы объявили о своем желании организовать тур в поддержку альбома, нас пригласили сразу в 40 городов. Согласитесь, серьезная цифра. Ради этого мы даже решили немного отодвинуть празднования юбилея "Крематория" (в этом году группе исполняется 25 лет).
"Y": Заранее не поздравляют, поэтому я спрошу вот о чем: насколько трудно коллективу с таким сценическим стажем, с такой историей, оставаться на плаву в условиях нашего шоу-бизнеса?
А.Г.: "Крематорий" никогда не жил по законам шоу-бизнеса, и это, я считаю, пошло нам только на пользу, как и последние шесть лет молчания. Мы не кричали о своем присутствии, не считали нужным как-то информировать о себе, а между тем только в прошлом году мы отыграли 120 концертов. В результате вышел альбом, планируется новый тур.
Почему мы до сих пор остаемся, как вы это называете, на плаву? Я думаю, во многом благодаря тому, что все еще существует аудитория, сопротивляющаяся той пропаганде идиотизма, которая постоянно льется из средств массовой информации, и ищущая разумную альтернативу. Мы всегда твердо стояли на своих позициях, не стремились стать ширпотребом. Лучше работать для 10% - 15% населения мыслящего, с которым можно иметь диалог, чем кривляться перед одноклеточными. Вот поэтому мы и отмечаем четвертьвековой юбилей. Поэтому на наши концерты приходит уже третье поколение зрителей, поэтому до сих пор популярны песни, написанные 20 лет назад - потому что мы старались создавать что-то фундаментальное, а не гнались за сиюминутным успехом.
Кстати, еще неоднозначный аспект этой проблемы. Я бы сказал, что во многом сохранять популярность у слушателей нам помогает Интернет.
"Y": Вы имеете в виду свой личный блог?
А.Г.: Нет, блог как раз помогает в последнюю очередь. Я когда-то согласился на предложение одного крупного проекта вести свой дневник, но потом очень быстро охладел к этой идее. Есть официальный сайт, он в какой-то мере презентует группу, публикует новости, но это тоже не то. Я сейчас говорю, скорее, о неофициальных, альтернативных сайтах, которые создаются поклонниками "Крематория". Безусловно, радует, что люди таким образом знакомятся, встречаются, завязывается общение. Плюс, они ищут информацию о нас, которой нет на официальных источниках. Есть, конечно, и скользкая тема пиратства, распространения наших записей через Интернет, но я к этому в целом отношусь спокойно. Скажем, на первые концерты с новой программой наши фанаты приходили подготовленными в многом благодаря тому, что уже слышали песни с альбома "Амстердам" - и с такой публикой гораздо приятнее и интереснее работать.
"Y": Каков возрастной диапазон ваших поклонников?
А.Г.: Мне уже под полтинник, но мне нравится, что на мои концерты приходят люди, которым 16 - 25 лет, студенческая молодежь. Они чувствуют себя очень расковано, и бывает крайне обидно, что им достаются танцевальные места на галерке, а партер наполнен чопорными VIP-персонами.
"Y": Сейчас многие уже состоявшиеся музыканты уходят в новые эксперименты со стилем, с актуальными течениями вроде хип-хопа, R'n'В. Насколько оправдано и необходимо такое заигрывание с молодежью?
А.Г.: Я бы не стал называть это заигрыванием с молодежью. Просто жизнь не стоит на месте, и всегда есть поле для экспериментов. Когда вы начинаете совмещать музыкальные жанры - это просто попытка создать нечто новое, а вовсе не потрафить поклонникам того или иного направления. А ведь кроме музыкальных направлений есть еще и смежные виды искусства! Скажем, когда у меня появится такая возможность, я обязательно дам в Москве концерт на двухуровневой сцене, и музыка "Крематория" будет играть в сопровождении театрального перформанса в стиле Ионеско. У нас уже был подобный опыт, когда одновременно с нашим концертом шел модный показ. Так что, резюмируя, могу сказать, что на сегодняшний день в "Крематории" существует любовь не к отдельным напиткам, а любовь к коктейлям.
"Y": Не так давно вы пошли на очень смелый эксперимент - объявили среди фанатов конкурс на сценарий к видеоклипу. Чем закончилась эта история?
А.Г.: Да, действительно, это клип на песню "Ромео и Джульетта". Я сам не участвовал в съемках, но, насколько я знаю, там должна была быть какая-то невероятно кровожадная сцена: главную героиню собирались резать скальпелем... Так вот, у актера, который играл хирурга, скальпель неожиданно выпал, попал девушке в бедренную артерию, ее увезли в больницу, и съемки приостановили. Честно говоря, я был изначально против этой затеи, мне кажется, что "Ромео и Джульетта" все-таки романтическая песня, но режиссер настаивает на своем. В общем, сейчас мы ждем, чем закончится вся эта история.
"Y": Напоследок хотелось бы задать вам два стандартных вопроса: жив ли еще рок-н-ролл, и где все-таки та молодая шпана, которая сотрет вас с лица земли?
А.Г.: Начнем со второго вопроса. Такой шпаны достаточно много, только она не в Москве, и даже не в Питере, а на периферии. Нам часто приносят свои демо-записи очень талантливые ребята, иногда мы берем и к себе на разогрев, но в глубинке. К сожалению, все очень сложно - нет студий, нет интереса публики, и многим так и не удается вырваться из своих провинциальных оков. Так что шпана существует, но стереть нас с лица земли пока не может.
"Y": А что касается смерти рок-н-ролла?
А.Г.: Музыка будет продолжать развиваться, будут появляться новые стили и направления, так было и будет всегда. Другое дело, что всегда было противопоставление музыки для думающих людей и бесконечных клонов с "Фабрики звезд". Все, кто появляются оттуда, очень быстро забудутся, это просто надувные куклы. А настоящее обязательно останется.
"Y": В завершение нашей беседы хотелось бы узнать программу юбилейных концертов "Крематория".
А.Г.: Собственно дату 28 ноября мы отмечать в Москве пока не будем. Начнем, так сказать, с корней, с города, благодаря влиянию рок-культуры которого и особенно Майка Науменко и произошло рождение "Крематория". Шестого декабря юбилейный концерт состоится в Питере, в ДК "Ленсовета", и праздник этот продлится целый год. А потом, я надеюсь, после ремонта откроется наша родная "Горбушка", и мы дадим там концерт.