|
"Yтро": Виктор Михайлович, каковы, на ваш взгляд, плюсы и минусы Вооруженных сил РФ, выявленные в ходе августовской операции по принуждению Грузии к миру?
Виктор Заварзин: Конфликт на Кавказе показал, что трудностей хватает. Руководством Минобороны проведен детальный анализ всех плюсов и минусов нынешнего состояния Вооруженных сил, и итоги августовской операции будут положены в основу новых подходов к их развитию. Сегодня нам необходимо сосредоточить все имеющиеся материальные, научно-технические и организационные ресурсы на прорывных направлениях. Одна из главных задач очевидна – как можно быстрее ликвидировать отставание в оснащении войск и сил флота новейшими техническими средствами разведки, связи, боевого управления, топографического и навигационного обеспечения.
"Y": Грозят ли России новые военные конфликты в ближайшем будущем?
В.З.: Не думаю, что до этого дойдет, так как сегодня это никому не выгодно. Россия нужна как поставщик энергоресурсов, крупный торговый партнер и т.д. Но мы всегда должны быть готовы к сдерживанию военной агрессии, для чего и предназначены Вооруженные силы.
"Y": В чем конкретно заключается оптимизация Вооруженных сил РФ?
В.З.: Плановая оптимизация Вооруженных сил направлена на улучшение качества боеготовности войск и их оперативности. Стоит важнейшая задача сделать части и соединения более мобильными, способными реагировать на все вызовы и угрозы извне.
Важнейшая задача военного строительства – совершенствование системы подготовки кадров, военного образования и военной науки. К 2013 г. в Минобороны предполагается иметь десять системообразующих вузов, в том числе три военных учебно-научных центра, шесть военных академий и один военный университет. При этом на профессорско-преподавательский состав ляжет колоссальная учебно-методическая и научная нагрузка по переработке практически всего комплекса документов по боевому управлению войсками и их подготовке. Не сомневаюсь, что концентрация сил и средств на формирование учебной базы, а также отбор лучших преподавателей для работы в этой сфере объективно скажутся на качестве военного образования.
В период до 2013 г. планируется довести штатную численность офицеров различных категорий до 15% от общего числа военнослужащих, увеличив при этом более чем на десять тысяч количество должностей с должностной категорией "старший лейтенант". В условиях уточнения численности воинских должностей, подлежащих замещению офицерами, необходимо перестроить и систему подготовки и комплектования Вооруженных сил офицерскими кадрами. Все это связано с переходом на трехзвеньевую структуру управления: военный округ, оперативное командование, бригада.
Следующая задача заключается в совершенствовании и повышении эффективности системы управления Вооруженными силами и, в первую очередь, средств связи: от Центрального командного пункта Генерального штаба до конкретного подразделения войскового звена, каждого военнослужащего.
"Y": Как будут выглядеть объявленные преобразования в цифрах?
В.З.: Общая численность личного состава ВС РФ будет составлять один миллион человек вместо нынешних 1,134 миллиона. Численность центрального аппарата и органов военного управления – 8,5 тысячи человек (сейчас – 10523 и 11290 человек соответственно). При этом количество генералов составит 886 человек вместо 1107, полковников – 9114 (сейчас – 25665), майоров – 25 тысяч (сейчас – 99550), капитанов – 40 тысяч (сейчас – 90 тысяч), старших лейтенантов – до 60 тысяч человек (сейчас – около 50 тысяч).
Общая численность офицерского состава составит 150 тысяч человек против 355 тысяч сегодня. Но это не значит, что офицерским кадрам грозит повальное сокращение. Судите сами: подлежат увольнению 40 тысяч вакантных должностей; 26,7 тысячи офицеров, которые выслужили предельный возраст. Кроме того, в запас будут направлены 7,5 тысячи офицеров, призванных после гражданских вузов на два года, 9,1 тысячи офицеров, которые в 2009 г. достигнут предельного возраста пребывания на военной службе, а также 117,5 тысячи офицеров, не подлежащих увольнению по объективным основаниям.
Сухопутные войска "ужмут" в 11 раз, когда из 1890 существующих частей и соединений останутся 172. В ВВС появится 180 частей и соединений вместо 340, в ВМФ – 123 (сейчас – 240), в РВСН – 8 (сейчас – 12). Наименьшие сокращения пройдут в воздушно-десантных войсках, где останутся пять из шести частей и соединений, и воздушно-космических войсках – шесть частей вместо семи.
"Y": Отдельно хотелось бы затронуть тему расходов на развитие оборонно-промышленного комплекса.
В.З.: Российские Вооруженные силы после долгого периода реформ стали приобретать новые качественные показатели как с точки зрения боевой готовности и эффективности, так и с точки зрения возможностей обеспечения политических и экономических интересов страны. Начат переход от наращивания количественных параметров ВС к глубокой качественной модернизации всех их компонентов, связанных с комплектованием, профессиональной подготовкой личного состава, техническим оснащением и всесторонним обеспечением. В части стратегических вооружений программой предусматривается повышение уровня оснащенности всех компонентов стратегических ядерных сил (СЯС) современными образцами вооружения до уровня 60% - 80%.
Из года в год удавалось стабильно наращивать объемы финансирования оборонных расходов, что позволило разработать и принять Государственную программу вооружения на период до 2015 г. стоимостью около 5 трлн рублей.
В ходе реализации реформы будут заменены на новые или модернизированные около 45% вооружений и техники. На этом направлении важно добиться того, чтобы каждый рубль был израсходован исключительно по прямому назначению.
Оборонно-промышленному комплексу принадлежит ключевая роль в модернизации Вооруженных сил, повышении их боевых возможностей. В результате принятых в последние годы мер, направленных на преодоление глубокого структурного кризиса, в ОПК отмечается формирование позитивных тенденций. Впервые за последние шесть лет объемы производства продукции ОПК возросли более чем в два раза. В рамках госзаказа в прошлом году заключено 194 долгосрочных контракта на сумму 17,4 млрд рублей. В 2008 - 2010 гг. предлагается к постановке 1268 новых НИОКР.
"Y": Как выглядят расходы России на оборону в целом?
В.З.: Не так давно на пленарном заседании Думы был рассмотрен и принят проект бюджета на 2009 - 2011 гг. в окончательном чтении. Расходы на национальную оборону в нем возросли по сравнению с 2008 г. в полтора раза и составили 1 трлн 337,5 млрд руб. на 2009 год. В части денежного довольствия военнослужащих предусмотрены средства на ежегодное повышение окладов по воинской должности и воинскому званию: в августе 2009 г. - на 8,5%, в январе 2010 г. - на 7%, в январе 2011 г. - на 6,8%. В Поощрительный фонд для награждения деньгами военнослужащих на 2009 г. внесено 25 млрд рублей.
В три раза увеличена денежная компенсация за наем (поднаем) жилья, в Москве и Санкт-Петербурге – до 15 тыс. рублей. Также увеличен размер накопительного взноса на одного участника накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих – на 2009 г. он составил 168 тыс. рублей.
В целом бюджет на оборонные расходы соответствует потребностям Вооруженных сил. Нам еще предстоит долгая и кропотливая работа над социальным обеспечением военнослужащих, но за последнее время решить удалось немало, цифры говорят сами за себя.
"Y": Спасибо за беседу.