"Война никому не нужна, но Россия готова"

Читать в полной версии →
На вопросы "Yтра" о ходе реформы российских Вооруженных сил отвечает председатель комитета Государственной думы по обороне Виктор Заварзин




"Yтро" продолжает цикл интервью, посвященный реформе Вооруженных сил страны. Сегодня на вопросы нашего корреспондента отвечает председатель комитета Госдумы по обороне Виктор Заварзин.

"Yтро": Виктор Михайлович, каковы, на ваш взгляд, плюсы и минусы Вооруженных сил РФ, выявленные в ходе августовской операции по принуждению Грузии к миру?

Виктор Заварзин: Конфликт на Кавказе показал, что трудностей хватает. Руководством Минобороны проведен детальный анализ всех плюсов и минусов нынешнего состояния Вооруженных сил, и итоги августовской операции будут положены в основу новых подходов к их развитию. Сегодня нам необходимо сосредоточить все имеющиеся материальные, научно-технические и организационные ресурсы на прорывных направлениях. Одна из главных задач очевидна – как можно быстрее ликвидировать отставание в оснащении войск и сил флота новейшими техническими средствами разведки, связи, боевого управления, топографического и навигационного обеспечения.

"Y": Грозят ли России новые военные конфликты в ближайшем будущем?

В.З.: Не думаю, что до этого дойдет, так как сегодня это никому не выгодно. Россия нужна как поставщик энергоресурсов, крупный торговый партнер и т.д. Но мы всегда должны быть готовы к сдерживанию военной агрессии, для чего и предназначены Вооруженные силы.

"Y": В чем конкретно заключается оптимизация Вооруженных сил РФ?

В.З.: Плановая оптимизация Вооруженных сил направлена на улучшение качества боеготовности войск и их оперативности. Стоит важнейшая задача сделать части и соединения более мобильными, способными реагировать на все вызовы и угрозы извне.

Важнейшая задача военного строительства – совершенствование системы подготовки кадров, военного образования и военной науки. К 2013 г. в Минобороны предполагается иметь десять системообразующих вузов, в том числе три военных учебно-научных центра, шесть военных академий и один военный университет. При этом на профессорско-преподавательский состав ляжет колоссальная учебно-методическая и научная нагрузка по переработке практически всего комплекса документов по боевому управлению войсками и их подготовке. Не сомневаюсь, что концентрация сил и средств на формирование учебной базы, а также отбор лучших преподавателей для работы в этой сфере объективно скажутся на качестве военного образования.

В период до 2013 г. планируется довести штатную численность офицеров различных категорий до 15% от общего числа военнослужащих, увеличив при этом более чем на десять тысяч количество должностей с должностной категорией "старший лейтенант". В условиях уточнения численности воинских должностей, подлежащих замещению офицерами, необходимо перестроить и систему подготовки и комплектования Вооруженных сил офицерскими кадрами. Все это связано с переходом на трехзвеньевую структуру управления: военный округ, оперативное командование, бригада.

Следующая задача заключается в совершенствовании и повышении эффективности системы управления Вооруженными силами и, в первую очередь, средств связи: от Центрального командного пункта Генерального штаба до конкретного подразделения войскового звена, каждого военнослужащего.

"Y": Как будут выглядеть объявленные преобразования в цифрах?

В.З.: Общая численность личного состава ВС РФ будет составлять один миллион человек вместо нынешних 1,134 миллиона. Численность центрального аппарата и органов военного управления – 8,5 тысячи человек (сейчас – 10523 и 11290 человек соответственно). При этом количество генералов составит 886 человек вместо 1107, полковников – 9114 (сейчас – 25665), майоров – 25 тысяч (сейчас – 99550), капитанов – 40 тысяч (сейчас – 90 тысяч), старших лейтенантов – до 60 тысяч человек (сейчас – около 50 тысяч).

Общая численность офицерского состава составит 150 тысяч человек против 355 тысяч сегодня. Но это не значит, что офицерским кадрам грозит повальное сокращение. Судите сами: подлежат увольнению 40 тысяч вакантных должностей; 26,7 тысячи офицеров, которые выслужили предельный возраст. Кроме того, в запас будут направлены 7,5 тысячи офицеров, призванных после гражданских вузов на два года, 9,1 тысячи офицеров, которые в 2009 г. достигнут предельного возраста пребывания на военной службе, а также 117,5 тысячи офицеров, не подлежащих увольнению по объективным основаниям.

Сухопутные войска "ужмут" в 11 раз, когда из 1890 существующих частей и соединений останутся 172. В ВВС появится 180 частей и соединений вместо 340, в ВМФ – 123 (сейчас – 240), в РВСН – 8 (сейчас – 12). Наименьшие сокращения пройдут в воздушно-десантных войсках, где останутся пять из шести частей и соединений, и воздушно-космических войсках – шесть частей вместо семи.

"Y": Отдельно хотелось бы затронуть тему расходов на развитие оборонно-промышленного комплекса.

В.З.: Российские Вооруженные силы после долгого периода реформ стали приобретать новые качественные показатели как с точки зрения боевой готовности и эффективности, так и с точки зрения возможностей обеспечения политических и экономических интересов страны. Начат переход от наращивания количественных параметров ВС к глубокой качественной модернизации всех их компонентов, связанных с комплектованием, профессиональной подготовкой личного состава, техническим оснащением и всесторонним обеспечением. В части стратегических вооружений программой предусматривается повышение уровня оснащенности всех компонентов стратегических ядерных сил (СЯС) современными образцами вооружения до уровня 60% - 80%.

Из года в год удавалось стабильно наращивать объемы финансирования оборонных расходов, что позволило разработать и принять Государственную программу вооружения на период до 2015 г. стоимостью около 5 трлн рублей.

В ходе реализации реформы будут заменены на новые или модернизированные около 45% вооружений и техники. На этом направлении важно добиться того, чтобы каждый рубль был израсходован исключительно по прямому назначению.

Оборонно-промышленному комплексу принадлежит ключевая роль в модернизации Вооруженных сил, повышении их боевых возможностей. В результате принятых в последние годы мер, направленных на преодоление глубокого структурного кризиса, в ОПК отмечается формирование позитивных тенденций. Впервые за последние шесть лет объемы производства продукции ОПК возросли более чем в два раза. В рамках госзаказа в прошлом году заключено 194 долгосрочных контракта на сумму 17,4 млрд рублей. В 2008 - 2010 гг. предлагается к постановке 1268 новых НИОКР.

"Y": Как выглядят расходы России на оборону в целом?

В.З.: Не так давно на пленарном заседании Думы был рассмотрен и принят проект бюджета на 2009 - 2011 гг. в окончательном чтении. Расходы на национальную оборону в нем возросли по сравнению с 2008 г. в полтора раза и составили 1 трлн 337,5 млрд руб. на 2009 год. В части денежного довольствия военнослужащих предусмотрены средства на ежегодное повышение окладов по воинской должности и воинскому званию: в августе 2009 г. - на 8,5%, в январе 2010 г. - на 7%, в январе 2011 г. - на 6,8%. В Поощрительный фонд для награждения деньгами военнослужащих на 2009 г. внесено 25 млрд рублей.

В три раза увеличена денежная компенсация за наем (поднаем) жилья, в Москве и Санкт-Петербурге – до 15 тыс. рублей. Также увеличен размер накопительного взноса на одного участника накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих – на 2009 г. он составил 168 тыс. рублей.

В целом бюджет на оборонные расходы соответствует потребностям Вооруженных сил. Нам еще предстоит долгая и кропотливая работа над социальным обеспечением военнослужащих, но за последнее время решить удалось немало, цифры говорят сами за себя.

"Y": Спасибо за беседу.

Юрий КОТЕНОК |
Выбор читателей