Очень русский детектив
Россия, 2008
Режиссер: Карлл Панака
В ролях: Юрий Стоянов, Максим Коновалов, Михаил Шац, Вадим Галыгин, Александр Семчев, Таир Мамедов, Наталья Андрейченко
ФОТО: egofilm.ru |
Как известно, русские очень любят проявлять заветное чувство "Ю" по отношению ко всему иностранному, особенно североамериканскому. "Очень русский детектив" пытается перепародировать своих недавних собратьев, показавших невиданные прокатные рекорды для фильмов, сделанных в лучших традициях "клубов веселых и находчивых". Хотя, употребив это клише, я задумался. Правильно было бы сказать "в худших традициях", поскольку то, что неплохо смотрится на сцене в стендап-формате, при переносе на экран перестает поддаваться какой-либо критике. Вообще.
Для тех, кто плохо знаком с новейшим трендом в российском кино, напомню, что лидерами сборов среди отечественных картин в свое время был и "Самый лучший фильм", и недавний "Гитлер, капут!". Это такое специфическое кино по мотивам "стендап-сатиры", то есть эстрадного жанра, в нашей стране столь же любимого, сколь и недоразвитого. Объяснение феномена невероятного успеха дурацкого, гораздо ниже пояса (не говоря о плинтусе) юмора давно придумано: публика любит фриков.
Фильм Галыгина & Co разбит на эпизоды, в каждом из которых главное – шутка. Есть ли смысл хотя бы приблизительно оценивать качество гэгов, если вы лично не любите Comedy Club? Есть ли смысл идти на такое кино, если вы не прилипаете к экрану, как только видите "снежков", "бульдогов", "эльдорадов" и прочих персонажей этого юмористического бренда? Вопросы риторические.
Фото: egofilm.ru |
Появление в прокате с завидной регулярностью подобных фильмов наводит на размышления. Первое: в России в течение каждого съемочного периода (примерно каждые два года) снимается до двух сотен картин. В памяти остается примерно пять - шесть. Где остальные? Кто их видел? Ответ - никто и нигде. Это гигантская индустрия по отмыванию государственных денег и активов инвесторов.
Второе: в стране, где давно нет никакой внятной идеологии, наиболее востребованным становятся самые низменные жанры в искусстве, что наносит непоправимый вред культуре. Это наиболее ярко проявляется на телевидении, где все определяет пресловутый рейтинг, но и в отечественном кинопрокате возникают аналогичные тенденции, если говорить о массовом российском продукте. Продюсеры прекрасно понимают, что не то, что окупить какой-либо артхаусный проект вроде "Шультеса" или фильма Гай Германики, пускай и собравших кучу фестивальных призов, но даже просто выпускать в прокат более чем в паре-тройке копий – смысла никакого нет. А вот продукцию Карлла Панаки зрители "схавают" как миленькие, запьют кока-колой и попросят еще. Жаль, что у нас так мало кинотеатров, где кроме американских блокба$теров (ими только и спасаемся) и "очень русских" картин, можно посмотреть что-то не столь радикальное в смысле оскорбления вкуса и профессии.