Насильникам пригрозили расстрелом

Читать в полной версии →
Депутаты Госдумы предложили ужесточить наказание за преступления сексуального характера. За изнасилование, повлекшее за собой смерть потерпевшей, злоумышленников могут приговорить к пожизненному заключению или даже к смертной казни




Народные избранники намерены значительно ужесточить наказания насильникам. Уже в самое ближайшее время соответствующий законопроект будет рассмотрен в первом чтении. В конце октября депутат Юрий Напсо предложил внести поправки в две статьи Уголовного кодекса. Согласно инициативе парламентария, за изнасилование, повлекшее по неосторожности смерть потерпевшей, преступника необходимо наказывать пожизненным заключением либо смертной казнью. Точно такое же наказание депутат считает необходимым ввести и за "насильственные действия сексуального характера" со смертельным исходом.

В пояснительной записке Напсо разъяснил, что сегодняшняя мера наказания за такие преступления "позволяет преступникам выйти из мест лишения свободы по разным причинам", например, условно-досрочному освобождению или амнистии. "Выйдя на свободу, они очень часто продолжают свои преступные действия", - утверждает депутат. В связи с этим он предлагает сделать наказание более строгим.

В России уголовное законодательство в отношении насильников достаточно мягкое: им грозит от 8 до 15 лет тюрьмы. За "развратные действия" можно отделаться штрафом в 300 тыс. руб. или сроком заключения до трех лет.

Отметим, что еще в июле поправки в законодательство, предусматривающие ужесточение наказания за преступления сексуального характера в отношении несовершеннолетних подготовили в верхней палате российского парламента. Глава комитета по социальной политике Совета Федерации Валентина Петренко сообщила, что поправками предполагается установить пожизненное заключение как меру наказания для насильников-педофилов. По ее убеждению, существующие меры ответственности несоизмеримо малы по сравнению с тяжестью преступления. Вместе с тем Петренко напомнила, что в России в настоящее время действует мораторий на смертную казнь. "Но мягкость выносимых зачастую приговоров насильникам-педофилам нельзя ни объяснить, ни оправдать. Преступления против детей должны оцениваться по самым высоким меркам", - подчеркнула Петренко.

Ужесточение наказаний за педофилию предлагала ввести и Общественная палата. Она выдвигала законодательные инициативы, направленные на борьбу с педофилами, в том числе, допускающие применение так называемой химической кастрации. Она осуществляется при помощи специальных медицинских препаратов, которые снижают любые сексуальные позывы. При этом химическая кастрация не может быть альтернативой тюремному сроку, который, по мнению авторов законопроекта, за такие преступления должен быть пожизненным.

Вместе с тем инициативу депутата Напсо критикуют правозащитники. Руководитель информационно-аналитической службы движения "За права человека" Евгений Ихлов поделился с корреспондентом "Yтра" своим убеждением, что смертную казнь нельзя вносить в Уголовный кодекс. "Внесение в закон смертной казни означает исключение России из Совета Европы. Это же не то, что Россия не успела отменить, это означает намеренное возвращение статьи", - отметил правозащитник.

"По поводу насилия у меня двоякая точка зрения. С одной стороны, я считаю, что нынешнее наказание за изнасилование, которое расценивается как преступление средней тяжести, чудовищно, оскорбительно низкое. Во всем цивилизованном мире наказание за изнасилование приравнивается к убийству, то есть социальный вред рассматривается одинаково. Но, с другой стороны, проблема заключается в справедливости правосудия, а я в него не верю совершенно. Мне по роду деятельности приходилось участвовать в составлении надзорных жалоб на приговоры по изнасилованию. Судьи честно говорили, что у них нет оправдательной практики, то есть добиться оправдания невозможно. И, несмотря на совершенно вопиющие улики, доказывающие необоснованность обвинения, приговоры все равно выносились обвинительные, потому что судьи боялись. Я считаю что дела должны рассматриваться только с участием присяжных", - заключил Ихлов.

Юристы уверены, что поправки, касающиеся ужесточения наказания насильникам, в Уголовный кодекс вносить ни к чему. Председатель президиума Московской коллегии адвокатов Юрий Костанов говорит, что, если произошло изнасилование, сопряженное с умышленным убийством, то "это будет рассматриваться как убийство с отягчающими обстоятельствами", за которое предполагается пожизненное заключение или смертная казнь. Если же изнасилование повлекло смерть потерпевшего по неосторожности, то за это и так дают 15 лет. Он также подчеркнул, что в Уголовном кодексе "существует устоявшаяся шкала соотношения санкций", и чрезмерное ужесточение ответственности за какое-то преступление может привести к "сдвигу спектра наказаний".

Павел Крашенинников, председатель профильного комитета Госдумы, в который направили законопроект, заявил, что, по его мнению, "поймав и казнив одного насильника, проблему не решишь". "Если бы мы проблему поимки решили и принцип неотвратимости наказания работал бы на 100%, то не говорили бы, что нужно всем головы рубить либо расстреливать", - считает депутат.

Лев ДАВЫДОВ |
Выбор читателей