|
Напомним, что долгое время в РФ наблюдался бурный подъем потребительских цен из-за роста мировых цен на нефть, газ и продовольствие. Теперь же экономические факторы обратились против инфляции: нефть подешевела в 2,5 раза, урожаи рекордные, спрос из-за финансовых неурядиц падает. Если верить простой экономической формуле, снижение спроса должно приводить к падению потребительских цен, однако этого не происходит.
Только за октябрь стоимость различных товаров выросла на 0,9%, а за первую половину ноября - еще на 0,4%. Соответственно, инфляция с начала года составила 12% и уже превысила прошлогодний показатель. По мнению эксперта Международного института экономики и финансов Евгения Надоршина, российский рынок пока не привык к рыночным условиям. "Американский рынок относительно гибкий, он привык к рыночным условиям. Если у вас дефицит, то можно и нужно повышать цены, а если затоваривание, можно и нужно их снижать, - пояснил эксперт "Независимой газете". - Российский рынок к этому не привык. Затоваривание - это для нас что-то новое. Внутренний спрос долгое время был драйвером роста цен, и наши продавцы привыкли, что цены можно только повышать, а снижать их даже при объективных на то условиях не обязательно".
Подтверждением этому служит ситуация с ценами на хлеб в России. В этом году был собран рекордный за все последние годы урожай зерновых. Однако это, даже на фоне снижения мировых цен на зерно, не сделает хлеб в наших магазинах дешевле.
Корень подобных проблем состоит в том, что наша экономика является рыночной лишь формально, считает заместитель директора Института экономики РАН Дмитрий Сорокин. "Адекватная динамика цен возможна, лишь когда у нас будет демонополизированная экономика. Если взять стоимость хлеба, то между ним и зерном стоит множество посредников, которые накручивают цену. Наш ВВП на 20% состоит из оптовой и розничной торговли, в то время как в развитых странах это 10 - 12%", - заявил он. По словам ученого, конкурентная борьба у нас тоже носит специфический характер: побеждает в ней не тот, кто вводит новые технологии, сокращает затраты, а тот, кто находится ближе к власти.
Однако кризис все равно заставит цены пойти вниз, отмечает председатель Союза потребителей России Петр Шелищ. "У нас кризис пока не дошел до конечных потребителей. Хотя уже идут увольнения, люди еще получают зарплату, но все ближе время, когда потребитель почувствует сокращение доходов, возникнут спросовые ограничения, и тогда цены будут снижаться. Но я опасаюсь, что, не желая расставаться с нормой прибыли, предприниматели вместе с ценой станут снижать и качество товара: хлеб из худшей муки, растительные жиры вместо животных, более плохие ткани для одежды. Такое вполне возможно, и потребителей это не порадует".