Как сложно быть суперсобакой

Читать в полной версии →
Авторам "Вольта" удалось каким-то чудом спаять воедино мир детских фантазий и взрослой прагматики, превратив фильм в притчу о настоящей дружбе и благородстве, хотя и с элементами безумства

Вольт (Bolt)
США, 2008
Режиссеры: Байрон Ховард, Крис Уильямс
Анимационный





Мировая премьера: пираты не успеют распространить "тряпки" до того, как фильм посмотрят на большом экране, как это случилось с "Валл-и". Ведь качество картинки и звука в таком кино – самое главное.

Если в начале компьютерной эпохи публику поражали разнообразными техническими приемами, создавая необыкновенные сказочные, подводные, космические миры, в которых трехмерная картинка была подчас важнее изображения, то в последние годы, когда перспективная технология стала обычным делом и технологическая конкуренция между студиями Pixar и DreamWorks потеряла актуальность, в бой вступили, как и положено в "большом" кино, большие деньги. Но для того, чтобы освоить стомиллионные бюджеты, понадобились более продвинутые сценаристы и режиссеры.

Ради справедливости стоит привести основные достижения конкурентов за последние пару лет. У Pixar "Рататуй" и "Валл-и", у DreamWorks – "Шрек третий", "Пчелиная история", "Кунг-фу Панда" и "Мадагаскар-2". Что лучше – решайте сами, хотя для большинства маленьких зрителей вопрос так не стоит (проверенно на детях).

Главному анимационному мэйджору на планете - Walt Disney Pictures - это соперничество окончательно надоело, и руководство студии постепенно поглощает Pixar, то есть решает заказывать 3D-волшебникам разработку своих оригинальных идей, а на роль авторов приглашает художников из диснеевской когорты. Так случилось с первым "блином" нового альянса, который, вопреки пословице, назвать комом язык не повернется.

История Вольта, смешной белой собачки неопределенной породы, которая думает, что она обладает "суперсилой", первоначально была предложена для реализации Крису Сандерсу, автору суперхита "Лило и Стич", но новое руководство диснеевского Pixar отказалось от услуг звездного режиссера и не прогадало, отдав сценарий его вторым режиссерам на упомянутом проекте – Байрону Ховарду и Кису Уильямсу.

Почему этот необычайно забавный сценарий лежал в Голливуде много лет, мне не очень понятно. Я давно так не смеялся на детском мультфильме, глядя, как глупая, но отважная собака таскает за собой на веревке умную и трусливую кошку, которая с трудом догадывается, что у ее собрата по несчастью не просто мания величия, а настоящий когнитивный диссонанс.

Вольт снимается в приключенческом кино, и для пущей достоверности его дрессировщики делают все, чтобы бедная собаченция не поняла, где киноплощадка, а где реальная жизнь. Проходит две трети экранного времени в забавных приключениях дуэта в виде этакого импровизированного "котопса", а затем и героического трио – к парочке присоединяется зомбированный телесериалами хомяк, – прежде чем главный герой осознает (и то не до конца), что его "супергавк", переворачивающий танки и вертолеты, совершенно непригоден даже для борьбы с обыкновенными живодерами и что летать по воздуху могут только идиоты-голуби, а прожигать глазами дверные замки – и вовсе лишь экранные монстры, а никак не крошечные зверьки, окружающие Вольта, бездомную кошку Варежку и гиперактивного грызуна Рино.

Что особенно подкупает в этом кино, тут все решает не только впечатляющее число трюков, шуток и приколов на единицу времени, но и смысл происходящего. Причем в отличие, скажем, от мельтешащего площадного юмора "Мадагаскара-2", диалоги "Вольта" в основном рассчитаны на взрослых, а детям отданы уморительные гримасы персонажей и эффектные жанровые сцены: погони, драки, катастрофы и пожары.

Чтобы понять помоечную киску, вокруг которой разворачивается невообразимый шабаш, во главе которого стоит неадекватный маленький песик, живущий в параллельной реальности, надо вырасти из детской сказки. Чтобы понять хомяка, который бросается в пылающий павильон с писком "Сегодня лучший день, чтобы умереть!" – надо смотреть на мир глазами ребенка. Авторам удалось каким-то чудом спаять воедино оба мира – детских фантазий и взрослой прагматики, превратив фильм в притчу о настоящей дружбе и благородстве, хотя и с элементами безумства.

У "Вольта" специфический рейтинг: "смотреть детям в сопровождении взрослых", который, как может показаться, относится к сценам насилия. Они действительно есть, во всяком случае испугать маленького ребенка грохотом пушек и взрывами вертолетов можно. Но на самом деле это шутка – не что иное, как совет создателей детям: обязательно взять с собой в кино родителей. К чему я от всей души присоединяюсь. Оно того стоит.

Игорь КАМИРОВ |
Выбор читателей