ФОТО: AP |
Снова вспомнить об угрозе с востока Качиньского заставил инцидент, произошедший с ним 23 ноября в ходе визита в Грузию. Напомним, что кортеж главы польского государства и его грузинского коллеги Михаила Саакашвили "оказался под обстрелом" на границе с Южной Осетией. Огонь якобы велся со стороны российского КПП. При этом охранники повели себя крайне непрофессионально, вовремя не прикрыв президента. Тогда в темноте кавказской ночи Качиньскому, похоже, и привиделся призрак империализма.
Россия не выполняет мирный план Медведева - Саркози, такой вывод сделал польский лидер. "Сегодня отлично видно, что россияне игнорируют свои предыдущие обещания, - пишет он. - Не выведены оккупационные войска за линию, которую занимали стороны конфликта до 7 августа". И то, как ЕС отреагирует на это, является экзаменом, "сможет ли Европа остановить возрождающийся империализм, который, как учит история, никогда не удовлетворяется уступками".
Впрочем, заявления Качиньского опровергают его же собственные спецслужбы. Вчера Управлением внутренней безопасности Польши опубликовало официальный доклад, в котором инцидент в Ахалгори представляется не проявлением "российского империализма", а грузинской провокацией. В отчете говорится, что принимающая сторона не сообщила охранникам Качиньского о смене маршрута поездки, в которую изначально не входил визит к российскому КПП. Кроме того, никто не положил президентов на землю во время стрельбы и не попытался проверить, кто стрелял. А Михаил Саакашвили не выглядел обеспокоенным и даже смеялся, что для него в подобной ситуации совершенно нетипично.
Ряд серьезных ошибок допустили и телохранители Качиньского: ни одного из них не было возле президента, когда раздались выстрелы. Эксперты Управления внутренней безопасности обвиняют в этом охранников Саакашвили, которые, якобы, специально не пропустили польских бодигардов к Качиньскому. Вчера руководитель Бюро охраны правительства Польши генерал Мариан Яницкий отстранил от должности шефа охраны президента, полковника Кшиштофа Ольшовца, до окончания расследования. Качиньский пытался сопротивляться этому решению, но тщетно: согласие на отстранение Ольшовца дал лично премьер-министр Дональд Туск.