Взяточникам покажут "хлебные места"

Читать в полной версии →
Минюст готовит реестр госдолжностей, наиболее подверженных коррупции. Принцип составления списка базируется на двух факторах: способности чиновника решать что-то по своему усмотрению и актуальности госуслуги, определяющей "цену вопроса"




Борьба с коррупцией, которая стала в России национальным проектом, начинает принимать все более реальные очертания. Министерство юстиции планирует создать особый реестр государственных должностей, наиболее подверженных коррупции. По мнению министра юстиции Александра Коновалова, составляться такой список будет на основе двух факторов: наличия у должностного лица возможности решать что-то по своему усмотрению и актуальности госуслуги, определяющей "цену вопроса". После создания списка следить за госслужащими, занимающими "взяткоопасные" должности, будут с особым усердием. Хочется надеяться, что нечистые на руку чиновники не воспользуются этим "топ-листом" в своих интересах.

Кроме этого, одной из самых обсуждаемых инноваций в борьбе со взяточниками остается введение контроля за имуществом госслужащих и их родных. Несмотря на то что пока новая инициатива охватывает только супругов и несовершеннолетних детей больших начальников, в будущем список могут расширить, считает министр юстиции.

"Не исключено, что в ходе чтений в Госдуме вариант претерпит изменения, и список будет расширен. Но до каких пределов его можно расширять? Недобросовестный человек всегда может найти дальнего родственника или какое-то доверенное лицо, на кого он сможет фиктивно зарегистрировать недвижимость, дорогой автомобиль. Нельзя же доходить до абсурда и включать в перечень всех друзей, одноклассников, знакомых. Считаю, что наряду с установлением жестких требований по декларированию доходов и имущества важно развивать институт признания сделок ничтожными", - отметил Александр Коновалов в интервью "Российской газете".

Вместе с тем в российском обществе существует точка зрения, согласно которой коррупция является необходимым злом и без нее многие важные механизмы в государственной машине перестанут работать. Однако в будущем, считает Коновалов, следует развивать новейшие управленческие технологии, которые сведут к минимуму так называемый "человеческий фактор". "Не секрет, взятки дают либо те, кто сам нарушил закон, либо - кто хочет ускорить предусмотренную законом процедуру или обойти ее. Для них коррупция - способ решить свои проблемы. Они сами оказывают давление на госаппарат, ищут слабые участки, где можно продавить с помощью взятки свои интересы", - отмечает он.

Есть и другой метод мздоимства, более радикальный, говорит министр. "Другой вид взяточничества - откровенное вымогательство, когда свои законные и обязательные действия чиновник обуславливает выплатой вознаграждения. Это наиболее радикальная форма взяточничества, с которой надо наиболее жестко бороться. Если же в госаппарате число продавливаемых с помощью коррупции участков сведется к минимуму, то и граждане отвыкнут решать свои проблемы с помощью взяток", - считает он.

Минюст также собирается ввести новейшие технологии, которые помогут недобросовестным чиновникам избавиться от привычки брать взятки. "У себя в ведомстве мы планируем переход на электронные торги при закупке имущества для госнужд. Минюст также планирует ввести электронный документооборот, когда каждое решение фиксируется на сервере и отслеживается руководством. Все действия чиновников будут прозрачны и подконтрольны".

Аркадий БЕРЕЗКИН |
Выбор читателей