Живые портреты Энди Уорхола

Читать в полной версии →
В Москву привезли самые лучшие творения художника, который забросив рисование, купил видеокамеру. В темном зале ощущаешь себя зеркалом, в которое смотрятся люди из прошлого


ФОТО: All film images © 2008 The Andy Warhol Museum, Pittsburgh, PA, a museum of Carnegie Institute. All rights reserved



Создав знаменитые изображения банки томатного супа "Кэмпбелл", бутылки кока-колы и раскрасив на все лады секс-символ всех времен и народов Мэрилин Монро, Энди Уорхол ушел на творческую пенсию и купил 16-миллимитровую видеокамеру. Новое увлечение, длившееся пять лет - с 1963 по 1968 г., - захлестнуло его с головой. Он активно занимался кинопроизводством, снимая короткометражные и полнометражные фильмы, а также создавал видеопортреты. Как позже признавался художник, фильмы возбуждают его больше рисования.

На выставке "Энди Уорхол. Живые портреты", которая проходит в Государственном музее современного искусства, можно увидеть, как утверждают организаторы, 18 самых лучших творений художника. Экспозиция состоит из двух частей. Первая - черно-белые немые фильмы. Это "Еда" с участием Роберта Индианы, который медленно и задумчиво (39 минут) ест некий фрукт; в ленте "Сон" Уорхол пять часов снимает изрядно волосатого Джон Джорно - своего любовника; "Поцелуй" - замедленная съемка 30 целующихся парочек, по очереди сменяющих друг друга на экране; "Стрижка" - пожалуй, самый событийный фильм из всех и "Эмпайр" - на протяжении 8 часов режиссер снимает знаменитый небоскреб (на выставке демонстрируются только 48 минут). Все эти фильмы любители творчества короля поп-арта могли видеть в 2001 г. на Неделе Уорхола в Москве.

Вторая часть - так называемые кинопробы. В отличие от фильмов, проецирующихся прямо на стену, видеопортреты транслируются на экраны, обрамленные деревянными черными рамами. Изначально фильмы были записаны с частотой звукового кино - 24 кадра в секунду, но затем, по желанию Уорхола, их стали демонстрировать с частотой 16 кадров в минуту, как это было на раннем этапе киноиндустрии.

На портретах - модели, художники, артисты, певицы, писатели, поэты, которые посещали "Фабрику" - студию Уорхола в Нью-Йорке. Снимал он своих героев в течение четырех минут. Некоторые из них сохраняют полную неподвижность на протяжении фильма, Энн Бьюкенен же в самом конце пускают слезу, а Кеко Кисиде заливается смехом. Джейн Хольцер - нью-йоркская звезда - очень сексуально чистит зубы, по ее губам течет белая пена, при этом она неотрывно смотрит в камеру. Сальвадор Дали вовсе снят вверх тормашками - он крутит головой, демонстрируя свои большие уши и знаменитые усы. Деннис Хоппер - актер и кинорежиссер - сосредоточенно смотрит в объектив, оглядывается и начинает что-то напевать. Но поскольку все фильмы немые, зрители могут видеть только как шевелятся его губы. Шикарная Дониале Луна поправляет пучок, воротник блузки, гладит брови огромными ногтями.

В темном зале среди видеопортретов ощущаешь себя зеркалом, в которое смотрятся все эти люди из прошлого.

Мила ВИТАЛИЧ |
Выбор читателей