ФОТО: AP |
Сложившаяся ситуация – уникальная возможность расселить мегаполисы, эти "сгустки сотен миллионов бездельников", считает Стерлигов. Для этого необходимо всего лишь национализировать заброшенные сельскохозяйственные земли, принадлежащие банкам и страховым компаниям, и бесплатно, участками по 10 га, раздать их всем желающим семьям, потерявшим работу в крупных городах. Получив такой надел, они смогут передать его по наследству своим детям, но не смогут продать третьим лицам, а также будут обязаны обрабатывать землю, иначе ее снова отберут и отдадут более трудолюбивому соседу.
Стерлигов особо подчеркнул, что речь идет именно о горожанах, тех, кто еще "жив и не спился", чего нельзя сказать о большинстве жителей российских деревень. Он уверен, что люди, которые сегодня остаются без работы, завтра будут благодарить судьбу за подобный поворот событий. Надо только принять закон, позволяющий осуществить подобную национализацию, и максимально упростить оформление земельных участков, а также помочь будущим переселенцам бюджетными средствами на строительство домов и закупку техники, но не "живыми" деньгами, а стройматериалами, семенами и т.д.
Впрочем, расселение мегаполисов – не единственное антикризисное предложение Стерлигова. Он решил не оставаться в стороне от происходящего, прервать на время свой сельский уклад жизни и создать "механизмы для выхода мировой экономики из сложной ситуации". Для этого был организован Антикризисный расчетно-товарный центр, разрабатывающий систему глобального бартера, которую Стерлигов продвигает в различных СМИ уже около месяца.
Как поясняет бизнесмен, главная причина нынешнего кризиса заключается в том, что экономика лишилась денег, которые попрятались в офшорах до лучших времен. А предприятия в итоге столкнулись с неплатежами и невозможностью реализовать свою продукцию. В такой ситуации актуальным снова становится вопрос "натурального обмена", а на смену формуле "товар-деньги-товар" должна прийти формула "товар-товар-товар-товар-товар-деньги".
Предлагаемая схема предполагает создание сети центров, через которые в единую автоматизированную систему вносятся заявки на реализацию и приобретение товаров. Каждая регистрирующаяся в ней компания указывает не только продукцию, которую желает продать, но и товары, которые была бы не прочь приобрести. Система обрабатывает эту информацию и выстраивает цепочки возможного бартера, которые обрезаются до пяти звеньев. Шестым звеном становятся деньги, которыми оплачивается первое звено. Они, в свою очередь, будут также регистрироваться в системе в качестве предлагаемого товара. Но при такой схеме выстраивания взаимоотношений денег для экономики потребуется в пять раз меньше. При этом бартерные сделки не отменяют необходимости в деньгах на выплату зарплат сотрудникам, налогов и т.д. Поэтому за банками остается роль "кровеносной системы", производящей расчеты и обслуживающей бизнес, в частности, кредитами на развитие.
Первоначально доступ в систему смогут получить только крупные компании. "Билет на вход" будет стоить 25 млн рублей (это минимальная сумма, в которую должно оцениваться выставленное организацией предложение к продаже). Сам АРТЦ будет существовать за счет комиссионных в размере около 2% от заявленной стоимости товара. По словам Стерлигова, каждый день в системе регистрируются порядка 70 предприятий, а их общая численность уже составляет несколько сотен. Однако для полноценного функционирования программы необходимо, чтобы в ней были миллионы заявок. По оценкам предпринимателя, реально система заработает лишь в апреле. Однако, по мнению некоторых экспертов, к тому моменту на рынок могут вернуться более привычные и удобные финансовые схемы.