|
В июле 2008 г. исполнительный директор крупной консалтинговой фирмы Майлз Харрисон забыл в своей машине полуторагодовалого приемного сына из России Диму Яковлева, страдавшего врожденным заболеванием сердца. Харрисон припарковал свой внедорожник у здания офиса и ушел по делам, оставив мальчика на заднем сиденье автомобиля. Ребенка обнаружили только вечером. Врачи, приехавшие по вызову нерадивого отца, констатировали смерть мальчика. В тот день температура в тени превышала 30 градусов, а внутри машины, в которой был выключен кондиционер и наглухо закрыты окна, воздух, по оценкам специалистов, мог нагреться до 54 градусов. Трагедия произошла всего через три месяца после того, как супруги Харрисон усыновили мальчика из Псковской области.
"Считаем его [приговор] одиозным и беспрецедентным, даже если в этом случае – в отличие от ряда предыдущих – речь шла о преступной халатности, приведшей к трагическому исходу, а не о намеренно жестоком обращении, – говорится комментарии департамента информации и печати МИД РФ. – Решение судьи, который не усмотрел в действиях Харрисона состава преступления и освободил его от какого-либо наказания, выходит за все юридические и моральные рамки". В связи с этим у Министерства иностранных дел возникли серьезные сомнения в оправданности практики передачи на усыновление в США российских детей, права которых, в том числе право на жизнь, оказываются незащищены.
Комитет по международным делам Госдумы готовит письмо в адрес палаты представителей Конгресса США, в котором будет заявлено о несогласии с решением окружного суда Фэйрфакса. Об этом сообщил глава комитета Константин Косачев. По его словам, депутаты также намерены обратиться с запросом в МИД РФ для получения детальной информации о ситуации, связанной с делом Харрисона. Обсуждая на заседании комитета решение суда, парламентарии сошлись во мнении, что "приговор правосудия США является юридическим, а главное – моральным вызовом мировой общественности".
Оправдательный приговор показывает "истинное лицо американского правосудия", заявил журналистам уполномоченный по правам ребенка Алексей Головань. "Мы должны констатировать, что американский суд не встал на защиту усыновленного ребенка, не попытался публично наказать отца-усыновителя, понятно, что не такое уж большое было бы наказание, но тем не менее, в данном случае неотвратимость наказания не наступила", – подчеркнул Головань.
Ранее в Министерстве образования и науки РФ заявили, что совместно с посольством России в США намерены добиваться вынесения Харрисону приговора в соответствии с тяжестью совершенного поступка. Кроме того, в Минобрнауки уже подготовлен официальный запрос в Госдепартамент об ужесточении контроля за усыновленными детьми из России. "Оправдательный приговор ставит под сомнение эффективность и надежность системы защиты прав усыновленных детей в США и приведет к ужесточению требований к усыновлению российских детей гражданами США. Мы должны быть уверены, что права наших детей в этой стране защищены в полной мере, а если происходит трагический случай, пусть и вследствие непредумышленного действия, суровое наказание неминуемо", – заявила директор департамента государственной политики в сфере воспитания, дополнительного образования и социальной защиты детей Минобрнауки Алина Левитская.
Президент Благотворительного фонда "Родительский мост" Марина Левина считает, что мораторий на усыновление американцами российских детей не нужен, однако следует более жестко подходить к отбору агентств, занимающихся подбором зарубежных усыновителей. Дело в том, что для многих детей приемные родители из-за границы являются единственным шансом обрести семью. "В США законодательно разрешено усыновлять ВИЧ-позитивных и детей, страдающих гепатитами, которых у нас пока берут в семьи не очень охотно. Также пока не столь много желающих брать в семьи сирот-подростков или тяжелых инвалидов", – напомнила Марина Левина.