Деньги "зажигают" мозг

Читать в полной версии →
Один только взгляд на звонкую монету или на то, что позволит ее заработать, активизирует визуальные области мозга. Такой вывод в результате наблюдений за студентами Калифорнийского университета сделали американские ученые




Мысль о вознаграждении вызывает активную реакцию в отделах человеческого мозга, отвечающих за зрение. К такому выводу пришли американские ученые после эксперимента с участием студентов Калифорнийского университета. Результаты теста будут опубликованы в научном журнале Neuron, соответствующий номер которого выйдет в свет 26 декабря.

Испытуемым была предложена простая задача - выбрать зеленую или красную цель. За каждый правильный ответ участники эксперимента получали по $0,1. Если во всех случаях выбор был верен, счастливый студент получал $10. Как удалось выяснить специалистам, мысль о награде находила отклик в самых разных участках визуальной системы мозга. Раньше других реагировала размещенная в затылочной доле первичная зрительная область, известная также как цитоархитектоническое поле Бродмана №17, или V1, выполняющая простые задачи вроде распознавания цветов и положений плоскостей в пространстве.

В том случае, если предыдущий выбор оказывался удачным (то есть испытуемый получал за него $0,1), в дальнейшем визуальная система делала выбранную цель "ярче". "Вознаграждение влияет на обработку информации, причем не только на высоком уровне когнитивной функции, но и с момента поступления данных, - поясняет организатор эксперимента, доктор Джон Серенсиз. - Хотя пока рано говорить о том, как это обстоятельство изменяет восприятие, оно может означать, что вещи, которыми мы дорожим, мы видим более отчетливо. Разница может оказаться примерно такой же, как между хорошо освещенным и неосвещенным предметом".

Кроме того, проведенное исследование показало, что при взгляде на предмет, обещающий награду, активизируются лобная и теменная доли мозга, отвечающие за ожидание и отслеживание вознаграждения. Эти зоны были особенно активны, когда участники эксперимента понимали, что один вариант выбора намного выгоднее другого. Это означает, что лобная и теменная доли серьезно влияли на принимавшиеся в ходе эксперимента решения.

Как полагают специалисты, в дальнейшем исследования в этой области могут объяснить, как различные зависимости, такие, как наркотическая, влияют на процесс выбора. Возможно, один только вид наркотического вещества, сигарет или любимой еды влияет на принимаемые некоторыми людьми решения.

Павел КРАСНОВ |
Выбор читателей