|
Большинство компаний резко сократили рекламные бюджеты. А это значит, что денег у телекомпаний, покупающих сериалы, стало гораздо меньше, поэтому они вынуждены снижать закупочные цены. Создателям сериалов приходится идти на крайние меры. И это немудрено, так как производство сериалов - удовольствие не из дешевых. Средняя стоимость одной серии "мыльной оперы" составляет $150 тысяч. По оценке экспертов, производство телефильмов в целом по стране сократилось на 20%. Рекламному рынку грозит падение до 40% от нынешнего уровня. Скидки на рекламу в прайм-тайм становятся обычным делом, а закупочные цены на телепродукт упали на 30% - 40%.
Первой под удар попала компания "Амедиа" - один из лидеров рынка. По словам ее президента Александра Акопова, компании пришлось резко сократить штат - со 120 человек до 28, - а также приостановить 70 проектов на сумму около $14 миллионов. Замораживают съемки и такие крупные кинопроизводители, как "НТВ-Профит" и "Централ Партнершип", правда, последняя компания из 30 проектов, запущенных в производство, затормозила только три.
Вместе с тем зрители лишь выиграют от уменьшения количества сериалов, считают эксперты, так как на экраны из-за отсутствия средств попадут только лучшие из лучших фильмов. Беспокоиться о том, что смотреть станет совсем нечего, зрителям не стоит. Ни один из ведущих каналов не намерен отказываться от приобретения сериальной продукции.
Кризис заставил умерить аппетиты многих продюсеров, режиссеров и актеров. Гонорары отдельных режиссеров до начала экономической бури достигали $15 тыс. за съемочный день, артистов - $10 тысяч. Сегодня эта планка снижена на 30%, при этом производители ждут, что она упадет на все 70%.
Телеэксперты считают, что наступило время малобюджетных сериалов - с более простыми сюжетами, малоизвестными актерами, скромными декорациями, костюмами. К тому же сниматься такие фильмы будут быстрее. Многие прогнозируют возвращение на наши экраны бразильского "мыла", хотя производители уверены, что его время прошло.
Чтобы успешно преодолеть финансовые невзгоды, сериалы решили держаться вместе. В образованную недавно Ассоциацию теле- и кинопродюсеров вошли 19 компаний, контролирующих 80% производства телесериалов: "Амедиа", "Леан-М", "Костафильм", "Централ Партнершип", "Профит", "СТВ", RWS, "Дирекция кино" и другие. Они намерены вырабатывать совместные меры противодействия кризису. Участники ассоциации и представители телеканалов надеются, что с помощью этой структуры смогут достичь компромисса в вопросе снижения себестоимости производства.
Вместе с тем, согласно опубликованным недавно результатам опроса ВЦИОМ, в уходящем году зрители стали меньше смотреть многосерийные фильмы, так как возросла потребность в деловой информации и новостях. Аналитики уверены, что всему виной кризис, который заставил людей переключиться на сводки новостей о событиях в России и за рубежом. При этом они полагают, что со временем зрители снова возвратятся к просмотру развлекательных телевизионных передач и сериалов.