|
Как сообщает "КоммерсантЪ", заседание Европейского энергетического совета было созвано для обсуждения запланированного на 10:00 во вторник возобновления поставок газа через украинскую инфраструктуру, прекращенные российской стороной 1 января 2009 года. Однако помимо сегодняшних проблем министры обсудили и стратегические перспективы избавления от газовой зависимости, недостатки которой этой зимой показали себя во всей красе.
Министры обсудили пути диверсификации поставок голубого топлива, в которой они, по словам одного из источников газеты в Еврокомиссии, очень заинтересованы. Одним из таких путей является труба, соединяющая Турцию и Грецию. К 2012 г. ее пропускная способность будет увеличена до 12 млрд куб. м газа в год. Однако основные надежды возлагаются на газопровод Nabucco, который будет транспортировать топливо из турецкого Эрзрума в австрийский Баумгартен-ан-дер-Марх.
Протяженность Nabucco, названного в честь известной оперы Джузеппе Верди, составит около 3,3 тыс. км, а пропускная способность после завершения строительства - 31 млрд куб. м в год. В его постройке, начало которой назначено на 2010 г., примут участие компании из Австрии, Венгрии, Румынии, Болгарии, Турции и Германии.
В связи с обострением газового противостояния Москвы и Киева заинтересованность в начале строительства сильно увеличилась, политическую поддержку проекту пообещали оказать США. Кроме того, за его воплощение высказались даже Германия и Венгрия, выступающие партнерами "Газпрома" по лоббируемым Россией газопроводам Nord Stream и South Stream соответственно. Кроме политических выгод, Европа извлечет из Nabucco и чисто экономические: по расчетам заместителя помощника госсекретаря США Мэтью Брайзы, стоимость транспортировки газа по "нероссийской" трубе будет на 40% - 50% ниже, чем по South Stream.
Как считают некоторые из опрошенных газетой аналитиков, в скором будущем Европе вряд ли удастся пошатнуть прочные позиции российской газовой монополии на своем рынке. Однако "Газпрому" все равно придется потесниться - к 2020 г. его доля на рынке ЕС сократится с ожидаемых 30% до 20%. Впрочем, некоторые страны смогли получить с газового кризиса дивиденды уже сегодня: по данным Forbes, среди них - Турция, по которой проходят альтернативные пути поставки газа, а также Алжир и Норвегия, увеличившие поставки голубого топлива европейцам.
Остается непонятным, что будет делать с освободившимися топливом "Газпром". По словам премьер-министра РФ Владимира Путина, Россия планирует продавать газ в Китай и "на свободный рынок Азии", а также сжижать и поставлять танкерами в Северную Америку.
Специалисты, однако, считают, что такой оптимизм является преждевременным: КНР, не смотря на "прожорливую" экономику, не готова приобретать российское топливо в требуемых объемах и по той цене, по которой "Газпром" продает газ ЕС. Азиатские рынки являются не настолько свободными, как этого хотелось бы Москве, а кроме того, за них российским газовикам придется серьезно побороться, например, с Катаром и дружественной Венесуэлой. Что касается Северной Америки, то там, как и на европейском рынке, России придется столкнуться с политическими рисками.