|
Очевидными результатами войны в Газе стали разрушение инфраструктуры ХАМАС, уничтожение лидеров его экстремистского крыла и некоторых руководителей гражданского руководства. Массированные бомбардировки всерьез напугали население, что, видимо, должно было ослабить поддержку ХАМАС, усилить политическое влияние ФАТХ и лично Махмуда Аббаса и создать условия для их возвращение в Газу.
Напомним, что противостояние между двумя палестинскими организациями резко обострилось после победы ХАМАС на выборах 2006 г. и закончилось изгнанием ФАТХ из Газы. В результате сектор остался под контролем ХАМАС, а на Западном берегу Иордана собрались сторонники ФАТХа и палестинского лидера Аббаса. Все это время израильское руководство имело дело исключительно с Аббасом.
В результате к началу последней операции лидер Палестины рассматривался как фактический союзник Израиля, что негативно сказалось на его авторитете среди палестинцев. Заявления Аббаса в защиту населения Газы, сделанные в первые дни войны, не возымели никакого действия, и сегодня он просто не может позволить себе вернуться в Газу на "израильских штыках", чтобы не выглядеть предателем в газах палестинцев.
По некоторым прогнозам, частичный разгром ХАМАС и массовая гибель мирных жителей, в том числе 300 детей, приведет к еще большей радикализации населения Палестины. А это означает, что попытка "проучить ХАМАС" может обернутся углублением и дальнейшим разрастанием конфликта. До начала военной операции число активных сторонников радикального крыла ХАМАС оценивалось в диапазоне 10 - 15 тысяч, а сегодня, по результатам израильских атак, эксперты ожидают его роста до 300 тысяч.
Реализация этого прогноза во многом зависит от того, как будет протекать мирный процесс, какую позицию займет международное сообщество и насколько ощутимой окажется его помощь в восстановлении нормальной жизни в Палестинской автономии. Но даже если все будет самым наилучшим образом, это вряд ли поможет палестинцам избавиться от многолетней ненависти к Израилю.
Еще одна задача, которую решало правительство Ольмерта, начиная борьбу с ХАМАС, связана с необходимостью консолидировать население накануне февральских выборов в Кнессет и улучшить имидж нынешней власти. И дело тут не только в серии коррупционных скандалов с участием премьера и его ближайшего окружения. Последние три года израильтяне с недоумением наблюдали, как правительство Ольмерта своими руками разрушало гражданский мир в стране, а затем пыталось подправить имидж с помощью военных действий.
Так было в 2006 г., когда после скандала, спровоцированного жестокостью израильской полиции во время демонтажа еврейского поселения Амона, Израиль начал сразу две военные операции – в Газе и в Ливане. Поводом для первой стало похищение палестинцами израильского военнослужащего Гилада Шалита, для второй – исчезновение на границе с Ливаном двух военных. Обе операции не дали позитивного эффекта. Более того, ливанская кампания была провалена, что заставило израильтян по-новому взглянуть на происходящее в стране. Никогда раньше обеспечение армии не было столь безобразным, а правительственные чиновники не наживались на военных спекуляциях столь откровенно. Комиссия, занимавшаяся расследованием итогов ливанской войны, возложила вину за случившееся на премьера и членов его кабинета.
Летом прошлого года история получила продолжение после того, как Израиль обменял тела двух своих военнослужащих на останки 180 боевиков и пятерых вполне живых террористов. Следом по приказу Ольмерта из израильских тюрем были освобождены еще 200 террористов, на этот раз палестинских. Израильские СМИ расценили эти действия как "плевок в душу израильтян".
Между тем обстрелы израильской территории со стороны Газы продолжались, и это стало . Ее подготовили гораздо лучше, чем операции 2006 г., и в военном, и в информационном плане. И результат налицо: власти получили поддержку значительной части населения. На этот раз граждане уверены, что военные вошли в Газу ради того, чтобы защитить страну от палестинских ракет. Очевидные успехи ЦАХАЛ подпитывают надежды, что Израиль станет прежним - таким, каким он был до унизительных компромиссов, связанных с "размежеванием" и лозунгом "Мир в обмен на территории".
Обоснованность этого оптимизма вызывает серьезные сомнения, поскольку говорить о каких-то устойчивых тенденциях можно будет лишь после того, как станет понятной позиция новой американской администрации. Инаугурация Барака Обамы назначена на 20 января, и тот факт, что за два дня до этой даты, как по команде, прекратилась стрельба в Газе и начались конструктивные переговоры с Украиной по газовому транзиту, не может не вызывать настороженности экспертов. Ни для кого не секрет, что руководство Украины и Израиля не предпринимает серьезных шагов без оглядки на Вашингтон, и сегодня создается впечатление, что обе ситуации сознательно "подвесили", оставив возможность для реализации любых сценариев.
Применительно к Израилю диапазон вариантов достаточно широк: от продолжения военной экспансии вплоть до атаки на Иран до сдачи интересов израильского государства ради союза Вашингтона с арабским миром. Судя по заявлению Обамы о готовности начать прямые переговоры с руководством Ирана и демонстративно спокойной реакции Тегерана на события в Газе, более вероятным является второй сценарий. Почва для него подготовлена массовыми антиизраильскими выступлениями в мусульманских странах и Европе, решением Генеральной ассамблеи ООН, осудившей действия Израиля в Газе, а также предвыборными выступлениями Обамы, который не скрывал, что намерен помириться с арабским миром.
В пользу такого сценария говорит и многолетняя практика пренебрежения интересами Израиля ради продвижения мирного процесса на Ближнем Востоке. Ведь и политика "размежевания", и вывод израильских поселений, и отказ Израиля от контроля над границей между Газой и Египтом, через которую ХАМАС получает оружие, и прочие уступки, вызывавшие обвинения в непоследовательности и "предательстве интересов Израиля", – все это делалось под давлением Вашингтона.
Поскольку Израиль не обладает ресурсами, необходимыми для того, что освободиться или хотя бы уменьшить это давление, дальнейшее развитие событий напрямую зависит от планов нового американского президента. Либо действия Израиля будут оправданы, либо Обама в той или иной форме осудит "чрезмерное применение силы" и тем самым подаст дружественный сигнал мусульманскому миру и недовольной действиями Израиля Европе.
До создания международного трибунала дело, конечно, не дойдет, но какую-нибудь комиссию при ООН вполне могут учредить.