ФОТО: AP |
Президент назвал решение Сената хорошей новостью и хорошим началом для борьбы с кризисом. Обама считает свой план "абсолютно необходимым", а срочное его принятие – фактически вопросом жизни и смерти. На днях, призывая Сенат как можно быстрее поддержать документ, глава государства заявил: "Если мы не приведем этот план в действие немедленно, экономический кризис может перерасти в национальную катастрофу".
Сенаторов, похоже, сказанное так впечатлило, что они решили выдать Обаме даже больше денег, чем планировалось. Напомним, что первоначально проект закона предполагал выделение $937 млрд на финансирование антикризисных мер. В ходе обсуждений в Палате представителей Конгресса, которая голосовала по документу в конце января, сумма была урезана до $819 миллиардов. Но даже такая сумма не смогла получить двухпартийной поддержки и обрела путевку в жизнь исключительно благодаря значительному превосходству демократов над республиканцами среди конгрессменов. В Сенате этот фокус мог не пройти, поэтому представителям Демократической партии пришлось уговаривать умеренных республиканцев поддержать антикризисный план при условии, что сумма будет снижена до $780 миллиардов. Однако в результате законопроект не только не потерял в весе, но даже "потяжелел" до $838 миллиардов.
По замыслу Обамы, сумма эта будет распределена следующим образом: $500 млрд – на инфраструктурные расходы, $300 млрд – на налоговые послабления. По словам президента, "этот план является значительным первоначальным взносом для преодоления наших наиболее безотлагательных вызовов", к которым относятся рост безработицы и нефтяная зависимость.
Антикризисная программа стоимостью в $838 млрд – первая, но не единственная инициатива новых властей США. Минфин обнародовал вчера новый "План финансовой стабильности". Его представил министр финансов Тимоти Гейтнер – главный ответственный за борьбу с кризисом в команде Обамы. Обозначенный комплекс мер продолжает пресловутый "план Полсона". Документ предполагает выделение из казны почти $2 трлн, четверть этой суммы должна быть направлена на выкуп у банков кредитных обязательств, по которым не осуществляются платежи. Главное отличие новой программы от старой заключается в том, что детище Гейтнера предполагает создание нового инвестиционного фонда для ликвидации задолженности в кредитной системе, тогда как план Полсона "отдавал деньги налогоплательщиков тем же самым организациям, которые способствовали образованию кризиса".
Еще $1 трлн Минфин предлагает потратить на новые кредиты, выдача которых будет обеспечиваться в рамках специальной расширенной программы ФРС. Кроме того, планируется выделить $50 млрд на ликвидацию жилищного кризиса, то есть непосредственную помощь людям, которые лишаются домов за неуплату задолженности по кредиту.