Невинность по сходной цене

Читать в полной версии →
Документальный фильм Виталия Манского с манящим названием "Девственность" снят столь тщательно, что воспринимается почти как игровой. Это как раз тот редкий случай, когда трудно определить грань между искусством и жизнью

Девственность
Россия, 2008
Режиссер: Виталий Манский
Документальный



ФОТО: arthouse.ru



Три девицы под окном пряли поздно... Нет, не так. Три провинциальные дурочки решились рассказать на камеру о своих попытках заработать на пряники. Да не как-нибудь, а на своей, якобы весьма востребованной, девственности. Вернее, на лишении их таковой.

Подумаешь, скажете вы, какое дело – вон сколько таких по улицам бродит. И здорово ошибетесь. Чтобы соответствующие органы не обвинили автора во всех тяжких, пришлось искать более-менее смазливых совершеннолетних героинь лет по всем закоулкам нашей необъятной. С трудом, но нашли.

В общем, жили себе поживали в своих мухосрансках (все, что не Москва, в их лексиконе примерно так называется) простые, а местами даже симпатичные девчушки. Одна влюбилась в главный секс-символ передачи "Дом-2" – человека по имени Степа Меньшиков, который, как мы с удивлением узнаем из фильма, объявил на всю деревню, что готов "строить свою любовь" только с невинной девушкой. Такие, понимаешь, вкусы у отечественных кумиров, переимевших, если не физически, то морально всю женскую аудиторию мегапопулярного телешоу. Недолго думая курносая пухлогубая Кристина едет в столицу, проходит кастинг программы "Дом" – но, увы. В жестоком сражении за самца-Степу проигрывает какой-то другой, столь же непосредственной жрице телевизионной любви. И горько плачет.

Печальная и одинокая Катя просто прочла в Интернете, что за лишение девственности некоторые извращенцы готовы заплатить три тысячи. Долларов, разумеется. Она переживает и расстраивается, но, как те мыши, ест кактус – то есть получает за одну "кровавую ночь" месячный заработок проститутки, кстати, не самого низкого пошиба. "Что я могу сделать, чтобы ты не совершала этот отчаянный шаг?" – вопрошает режиссер Виталий Манский свою героиню в кадре. Ах, нет! Напрашивающийся ответ: да заплати ты ей те самые три несчастные тыщи – тонет в слезах несчастной жертвы мужской жестокости. Да и фильм надо снимать, в конце концов...

Но самая интересная героиня – не раз мелькавшая по ТВ некая Карина Барби, провинциальная фрик-герл, помешанная на розовом цвете и одно время водившая светских репортеров за нос своей, якобы, девственной недоступностью. Эта явно психически неполноценная девушка, играющая в куклы и не понимающая, что все, кому не лень, ее используют в качестве клоуна, вызывает наибольшее сочувствие. Потому что грех смеяться над больными людьми.

Таков, собственно, сюжет документального фильма с манящим названием "Девственность", снятого Манским столь тщательно, что он воспринимается почти как игровой. Это как раз тот редкий случай, когда трудно определить грань между искусством и жизнью. Там, где Манский снимает среднерусские трущобы, внутреннюю кухню телепрограммы "Дом-2", московские пейзажи, пьяных гопников или пьянки-свадьбы на Воробьевых горах, мы видим типичную документальную "чернуху", кое-где разбавленную эстетскими кадрами и профессиональным монтажом. И все это можно смело сбрасывать со счетов, как сто раз виденный балласт.


Фото: arthouse.ru

Но когда в кадре появляются эти три живые девочки с их безумными и вместе с тем обыденными историями – камера будто исчезает, и то, как они "играют", вызывает чувство неподдельного восхищения и уважения к режиссеру. Как Манскому удалось вытянуть из этих убитых жизнью и генетическим отсутствием серого вещества при, в общем, довольно смазливой внешности, бедняжек что-то человеческое и очень личное – загадка и высший пилотаж. Редко можно увидеть искусно выстроенную документальную историю, к тому же, посвященную столь интимной проблеме, как лишение барышни почти самого дорогого, что ей дала природа.

Никакой "клубнички" в фильме нет и в помине, все очень буднично, реалистично, серьезно. Максимум – пара поцелуев и раздевающаяся в финале стриптизерша. И вместе с тем эта тотальная асексуальность персонажей придает фильму какое-то особое ощущение безысходности и отчаяния.

Конечно, в некоторых эпизодах Манский "пережимает", монтируя истории о бывших "целках-невидимках" с кастингом юных сексуальных маньяков обоих полов, готовых буквально "... и высушить" окружающих, включая своих родителей, за возможность сняться на телекамеру, о чем они с радостью рассказывают с экрана оторопевшей публике. "Что бы вы сделали за такие деньги в нашей программе?" – спрашивают у анонимной смазливой претендентки на "Дом-2". "Ну, с собакой я бы трахаться не стала, а так – всё!" - звучит ответ. Перемешивая истории, режиссер порой слишком "в лоб" рисует картину мира недавно вылупившихся тинейджеров, тем самым снижая пафос обыденности, столь ярко обрисованный в истории трех бывших невинных барышень.

В какой-то степени на помощь Виталию Манскому приходит текст, написанный Дмитрием Быковым и печально прочитанный за кадром Александром Цекало, смысл которого в том, что национальной идеей современной России стали "гламур" и "распил бабла", правда, высказанный в несколько более мягких выражениях, соответствующих печальному повествованию. А также песенка группы "Елка" про "Москву – город обмана", сопровождающая всю картину в качестве саундтрека.

В финале, спустя полтора часа (немыслимый формат для документальной ленты), зритель выходит с ощущением полной безысходности нашей жизни, но изрядно просвещенный на тему девичьей продажности, сексуальной нечистоплотности и всеобщего б..ства. Но то, как это снято, стоит того, чтобы увидеть один из лучших наших документальных фильмов последнего времени.

В прокате с 12 февраля

Игорь КАМИРОВ |
Выбор читателей