Санация вертикали

Читать в полной версии →
Многие главы регионов имеют все основания опасаться за сохранность своих кресел. Дмитрий Медведев не раз сетовал на нехватку кадров для замены чиновников на местах – и всем было понятно, как сильно президент "доверяет" нынешнему губернаторскому корпусу




Вчерашняя смена глав четырех российских регионов может выглядеть событием чуть не исторического значения разве что на фоне внутриполитической стагнации последних месяцев. Уход на покой главы Орловщины Егора Строева предрекали еще в прошлом году, а всего пару недель назад СМИ называли его фамилию в перечне перспективных отставников наряду с губернаторами Воронежской (Владимир Кулаков) и Псковской областей (Михаил Кузнецов). Неожиданным стало, пожалуй, включение в нынешний список главы Ненецкого автономного округа Валерия Потапенко.

Политическое решение о замене глав этих регионов диктовалось разными причины и почти наверняка принималось в разное время. А то, что о замене сообщили одномоментно, следует отнести к пиару данной акции: власть акцентировала тему модернизации вертикали.

Первый замглавы кремлевской администрации Владислав Сурков на этот раз очень оперативно прокомментировал произведенные отставки: "Это не значит, что есть какой-то план (по перестановкам в губернаторском корпусе), не надо думать, что кто-то находится в какой-то разработке". Он отверг мысль о "кампанейщине" и заявил, что президент "доверяет губернаторскому корпусу, который формировался в тот период, когда он был главой администрации Кремля, а затем стал президентом".

Вполне очевидно, кому адресованы эти слова успокоения. Подавляющее большинство глав регионов имеют все основания опасаться за сохранность своих кресел. Многочисленные заявления первых лиц страны и общее ощущение необходимости в кадровых переменах на все всех этажах власти, в том числе и на региональном, тревожат и раздражают губернаторов уже минимум два - три года. Дело в том, что действительность довольно резко противоречит словам Суркова. Формирование губернаторского корпуса лишь отчасти стоит связывать с политической карьерой Медведева, который, возможно, и принимал в нем участие, будучи главой АП или первым вице-премьером, но вряд ли единолично определял критерии отбора. Кроме того, "разработка" губернаторов, о чем стыдливо говорит Сурков, есть по сути политическое администрирование – то есть то, чем он и его подчиненные по АП призваны заниматься. Не секрет, что в недалеком будущем перечень отставников может пополниться губернатора Мурманской области Юрием Евдокимовым. Вслед за "Единой Россией", которая обратилась к контрольным органам проверить хозяйственную деятельность главы региона, за него взялись государственные СМИ – это и есть пресловутая "разработка".

Кроме того, сам Медведев не раз прилюдно сетовал на нехватку кадров для замены чиновников на местах – и всем было понятно, как сильно президент "доверяет" нынешнему губернаторскому корпусу.

Слова Суркова – это попытка нивелировать общественный резонанс, не больше. Власти не испытывает необходимости в ненужных разговорах о разладе в элитах. Которого в действительности нет.

Что есть, так это еще более возросшая осторожность со стороны "старой гвардии" – глав Москвы, Татарстана, Башкирии, Свердловской области и т.д. И еще – осознание оставшимися пока на плаву губернаторами важности проявить себя именно сегодня, когда федеральная власть отчаянно нуждается в позитивных примерах борьбы с кризисом на местах.

В этом смысле уход на региональное хозяйство министра сельского хозяйства Алексея Гордеева, его заместителя Александра Козлова, сенатора и куратора "Молодой гвардии Единой России" Андрея Турчака выглядит как реальная попытка влить свежую кровь в провинциальный застой. И если назначение экс-руководителей Минсельхоза выглядит как решение практичное и логичное (в конечном счете, кто лучше них сможет управиться с тем типом хозяйствования, в котором они являются специалистами высшей пробы), то в назначении Турчака просматривается та же логика, что и в недавнем назначении на должность губернатора Кировской области Никиты Белых. Политиков-краснобаев ставят на реальное дело – мол, покажите, что можете.

И это то, что резко отличает Медведева от Путина, который предпочитал ломке привычного расклада личный компромисс с местными элитами.

Экономический кризис удачно подходит под мотивацию кадровых перемен. Кризис – не шутка, и рокировки поэтому будут выглядеть вполне обоснованными, какими бы реальным соображениями федеральная власть ни руководствовалась. Быстро хорошо везде не будет. Значит, ввод в строй президентского кадрового резерва может произойти в любом субъекте и в любой момент.

Александр КРАЙЧЕК |
Выбор читателей