|
Политическое решение о замене глав этих регионов диктовалось разными причины и почти наверняка принималось в разное время. А то, что о замене сообщили одномоментно, следует отнести к пиару данной акции: власть акцентировала тему модернизации вертикали.
Первый замглавы кремлевской администрации Владислав Сурков на этот раз очень оперативно прокомментировал произведенные отставки: "Это не значит, что есть какой-то план (по перестановкам в губернаторском корпусе), не надо думать, что кто-то находится в какой-то разработке". Он отверг мысль о "кампанейщине" и заявил, что президент "доверяет губернаторскому корпусу, который формировался в тот период, когда он был главой администрации Кремля, а затем стал президентом".
Вполне очевидно, кому адресованы эти слова успокоения. Подавляющее большинство глав регионов имеют все основания опасаться за сохранность своих кресел. Многочисленные заявления первых лиц страны и общее ощущение необходимости в кадровых переменах на все всех этажах власти, в том числе и на региональном, тревожат и раздражают губернаторов уже минимум два - три года. Дело в том, что действительность довольно резко противоречит словам Суркова. Формирование губернаторского корпуса лишь отчасти стоит связывать с политической карьерой Медведева, который, возможно, и принимал в нем участие, будучи главой АП или первым вице-премьером, но вряд ли единолично определял критерии отбора. Кроме того, "разработка" губернаторов, о чем стыдливо говорит Сурков, есть по сути политическое администрирование – то есть то, чем он и его подчиненные по АП призваны заниматься. Не секрет, что в недалеком будущем перечень отставников может пополниться губернатора Мурманской области Юрием Евдокимовым. Вслед за "Единой Россией", которая обратилась к контрольным органам проверить хозяйственную деятельность главы региона, за него взялись государственные СМИ – это и есть пресловутая "разработка".
Кроме того, сам Медведев не раз прилюдно сетовал на нехватку кадров для замены чиновников на местах – и всем было понятно, как сильно президент "доверяет" нынешнему губернаторскому корпусу.
Слова Суркова – это попытка нивелировать общественный резонанс, не больше. Власти не испытывает необходимости в ненужных разговорах о разладе в элитах. Которого в действительности нет.
Что есть, так это еще более возросшая осторожность со стороны "старой гвардии" – глав Москвы, Татарстана, Башкирии, Свердловской области и т.д. И еще – осознание оставшимися пока на плаву губернаторами важности проявить себя именно сегодня, когда федеральная власть отчаянно нуждается в позитивных примерах борьбы с кризисом на местах.
В этом смысле уход на региональное хозяйство министра сельского хозяйства Алексея Гордеева, его заместителя Александра Козлова, сенатора и куратора "Молодой гвардии Единой России" Андрея Турчака выглядит как реальная попытка влить свежую кровь в провинциальный застой. И если назначение экс-руководителей Минсельхоза выглядит как решение практичное и логичное (в конечном счете, кто лучше них сможет управиться с тем типом хозяйствования, в котором они являются специалистами высшей пробы), то в назначении Турчака просматривается та же логика, что и в недавнем назначении на должность губернатора Кировской области Никиты Белых. Политиков-краснобаев ставят на реальное дело – мол, покажите, что можете.
И это то, что резко отличает Медведева от Путина, который предпочитал ломке привычного расклада личный компромисс с местными элитами.
Экономический кризис удачно подходит под мотивацию кадровых перемен. Кризис – не шутка, и рокировки поэтому будут выглядеть вполне обоснованными, какими бы реальным соображениями федеральная власть ни руководствовалась. Быстро хорошо везде не будет. Значит, ввод в строй президентского кадрового резерва может произойти в любом субъекте и в любой момент.