Российскому туристу кризис не помеха

Читать в полной версии →
Чиновники уверены, что туристическая отрасль легче всех переживет кризис. Однако руководители турфирм далеки от того, чтобы разделять подобный оптимизм: сокращение спроса и рост цен - это реалии сегодняшнего дня




"В целом, 2008 год показал стабильное развитие туристической отрасли", - заявила в ходе пресс-конференции директор департамента по формированию государственной политики и организации туристской деятельности Министерства спорта, туризма и молодежной политики РФ Надежда Назина. Число путешественников увеличилось на 16%, в том числе, въезжающих - на 67 тысяч, выезжающих - на три миллиона. Прибыль от оказания туристических услуг возросла на 32,8%.

По словам Назиной, туристическая отрасль переживает мировой финансовый кризис наименее болезненно, чем все остальные: "Некоторые эксперты заявляют, что к маю число рабочих мест в сфере туризма может сократиться на 25%. Это не так. Наоборот, эта отрасль сможет вобрать в себя высвобождающиеся трудовые ресурсы". При нынешнем динамичном развитии одно рабочее место влечет за собой образование еще пяти, уверена она.

Однако, как и любая другая, туристическая отрасль не избежала проблем: ассигнования из бюджета на 2009 г. должны были составить 229 млн руб., но потом были сокращены на 15%. Корреспондент "Yтра" побеседовала с Надеждой Назиной о перспективах развития отрасли.

"Yтро": Как кризис повлиял на российских туристов?

Надежда Назина: Несмотря на кризис, наши люди очень бережно относятся к своему здоровью. И поэтому, когда мы опрашивали граждан на предмет того, какую статью бюджета они планируют сократить, то многие не упоминают статью, связанную со здоровьем и отдыхом. Многие говорят, что сократят количество дней отдыха, или переориентируются с отдыха за границей на отдых внутри страны, или поедут не самолетом, к примеру, а на своем автомобиле. И только очень немногие говорят, что откажутся от отдыха совсем.

"Y": Какие направления туризма сейчас являются для россиян приоритетными?

Н.Н.: Сегодня активно развивается автотуризм. Это, в первую очередь, Краснодарский край, Каспийское побережье - там готовят много автокемпингов, чтобы иметь возможность принять всех туристов. Также это те регионы, которые ближе к Дальнему Востоку - за счет прекрасных мест для охоты, рыбалки. И, конечно, наше Подмосковье. Стал популярен экотуризм, экзотические туры и сельский туризм. Мы поддерживаем это направление - сотрудничаем с Министерством сельского хозяйства, есть федеральная программа, и в ее рамках мы надеемся предусмотреть выделение средств".

Однако бизнесмены не разделяют оптимизм чиновницы. "Сегодня мы видим сокращение спроса на 30% относительно того же периода прошлого года, отсутствует глубина продаж. Произошло смещение продаваемых туров в сторону экономкласса. Конечно, мы стараемся оптимизировать предложение к спросу, но цены падают только по определенным предложениям. Сказать, что будет в дальнейшем, очень сложно, но совершенно определенно ожидается сокращение отдыхающих. Туры, расчет за которые происходит в долларах, например, Турция, Египет, это затронет в меньшей степени, к тому же люди в любой ситуации захотят вывезти летом ребенка на море за границу, где и цены ниже, и сервис лучше по сравнению с курортами, скажем, Краснодарского края. А продажи путевок в Европу - это так называемое "евровое" направление, - скорее всего, существенно сократятся", - так прокомментировал ситуацию генеральный директор одной из крупнейших московских турфирм.

Анна СЯПИНА |
Выбор читателей