|
Предполагается, что сегодня участники встречи вплотную займутся Украиной – обсудят разработку национальной программы ее сотрудничества с Альянсом. Напомним, в Киеве эту программу считают фактической заменой ПДЧ, однако западные партнеры, в особенности Германия, еще в декабре предостерегли Киев от чрезмерного оптимизма. Годовая национальная программа должна способствовать необходимым для вступления в Североатлантический блок реформам, однако существующие формальности и механизмы, связанные со вступлением в НАТО, в случае с Украиной и Грузией никто отменять не станет. Даже заместитель помощника генерального секретаря НАТО по вопросам сотрудничества и партнерства в области безопасности, спецпредставитель генсека Альянса по Кавказу и Средней Азии Роберт Симмонс, расценивающий национальные программы для Грузии и Украины как фактический аналог Плана действий по членству, вынужден был признать, что "формально это не ПДЧ".
Кстати, замгоссекретаря США Уильям Бернс заявил на днях о том, что новая американская администрация не хочет видеть Украину и Грузию в НАТО немедленно: по его словам, ни Киев, ни Тбилиси на сегодняшний день не соответствуют критериям Альянса, членство в котором – "это очень сложный процесс, который занимает много времени и поэтому заслуживает того, чтобы к нему относились с осторожностью".
Судя по вчерашним заявлениям Яапа де Хооп Схеффера, надеяться на прорыв во взаимоотношениях с НАТО Киеву не стоит в силу еще одного немаловажного обстоятельства. Альянс будет продолжать расширяться, однако связанные с этим опасения России никто игнорировать не собирается, заявил генсек НАТО. "Конфликт на Кавказе убедил некоторых, что хорошие отношения с Россией и дальнейшее расширение НАТО взаимно исключаются. Это не так", – цитирует Схеффера РИА "Новости". Генсек отметил, что, сотрудничая с РФ, следует использовать "все, чему мы научились" (в том числе, и в рамках Совета Россия - НАТО) и, несмотря на различия во взглядах, продолжать диалог с Москвой.
Третье обстоятельство, серьезно "отодвигающее" Киев от НАТО, – отсутствие единого мнения по этому вопросу у руководства страны (не говоря уже о гражданах, мнение которых Ющенко обещает непременно спросить "ближе к теме", поскольку пока оно по-прежнему явно не на стороне евроинтеграции).
Часть украинского политбомонда изо всех сил стремится доказать, что Украина достойна членства в Альянсе. Активность на этом направлении в последние дни разворачивается нешуточная. В частности, Рада ратифицировала Дополнительный протокол к Меморандуму о взаимопонимании между правительством Украины и Организацией Североатлантического договора относительно назначения офицеров связи НАТО на Украине. В законе, разработанном МИД для урегулирования юридического статуса офицеров связи, говорится о том, что вступление в действие Дополнительного протокола "будет способствовать расширению договорно-правовой базы на одном из приоритетных направлений" внешней политики Украины – евроатлантической интеграции. Согласно нововведениям, офицеры связи и члены их семей пользуются всеми привилегиями, иммунитетами и содействием в той же мере, в которой они обычно предоставляются сотрудникам дипломатических миссий, аккредитованных на Украине, и членам их семей.
Кроме того, Украина и НАТО обсуждают возможность дополнения Хартии об особом партнерстве, закрепляющего решение Бухарестского саммита.
Весьма результативно проходит и обработка украинских военных заокеанскими лекторами. В Киеве на днях завершилась ІХ Международная неделя НАТО. Участие в этом традиционном ежегодном мероприятии принимала большая группа представителей Альянса во главе с начальником Оборонного колледжа НАТО генерал-лейтенантом Бундесвера Вольфом-Дитером Лоезером, которые объясняли украинским коллегам, в чем состоят глобальные проблемы и как с ними бороться. Начальник Национальной академии обороны Украины Виталий Радецкий высоко оценил ценность этого мероприятия, подчеркнув, что иностранные гости "ни в коем случае не приехали агитировать украинский народ вступать в НАТО".
Практически в то же время на Украине побывала экспертная делегация международного секретариата Блока во главе с заместителем помощника генсека Альянса по вопросам сотрудничества и безопасности Симонсом – "чтобы помочь подготовить Национальную программу сотрудничества с НАТО", рассказал спикер МИД Украины Василий Кырылыч.
Такими темпами прогнозы Ющенко, утверждающего, что число сторонников Альянса в Украине растет с каждым годом и вскоре достигнет необходимой "критической массы", могут оправдаться. На днях в интервью агентству Deutsche Presse-Agentur украинский президент напомнил, что интеграция в НАТО "является долгосрочным проектом", и людям, "70 лет не видевшим правды", "надо дать время".
Однако разброд и шатание в эту "абсолютно оптимистическую" для Ющенко картину вносят его же товарищи. Например, спикер Рады Владимир Литвин рассказал неделю назад в Брюсселе о том, что украинцы не хотят в НАТО, а с мнением людей "нужно считаться".
В похожем ключе высказывалась во время 45-й международной конференции по безопасности в Мюнхене и Юлия Тимошенко. Премьер заявила, что хотела бы видеть Украину участником европейской коллективной системы безопасности и обороны, однако со вступлением в НАТО есть объективные трудности: "Во-первых, это ситуация внутри самой страны, где часть страны хотела бы видеть Украину в НАТО, а часть нет. Но есть вопросы и более высокого уровня – это как воспримет Россия, и как это отразится на взаимодействии, партнерстве Европы и России, если Украина и подобные страны будут двигаться в НАТО".
В результате, четкого представления о том, хочет Украина в НАТО или нет, на Западе не может сложиться по определению. "Мне кажется, что ситуация с Украиной будет напоминать переговоры между ЕС и Турцией об интеграции в Евросоюз – то есть эта тема постоянно будет обсуждаться, но, думаю, Украина крайне далека от перспективы интеграции в НАТО", – считает постоянный представитель России при НАТО Дмитрий Рогозин. По мнению которого, ПДЧ Незалежная если и получит, то лет через двадцать.