|
В марте должны произойти ключевые события, по результатам которых станет понятно, готова ли американская экономика к подъему из пучины кризиса. Первым из них станет решение вопроса о национализации банков. О том, что некоторые банки целесообразно национализировать с целью стабилизации всей финансовой системы США, заявил в интервью The Financial Times бывший председатель ФРС США Алан Гринспен. Многим показалось странным услышать подобные предложения из уст ярого сторонника либеральных идей и невмешательства государства в экономику, хотя Гринспен и поспешил оговориться, назвав национализацию "крайней мерой". "Может возникнуть необходимость временно национализировать некоторые банки, чтобы гарантировать быстрое и грамотное проведение реструктуризации, – заявил экс-глава ФРС. – Я понимаю, что это делают раз в сто лет". Примечательно, что комментарий Гринспена прозвучал как раз в то время, когда Барак Обама подписывал план стимулирования экономики, предполагающий определенные "чрезвычайные" действия со стороны государства.
Впрочем, в сложившейся ситуации национализация части американских банков может быть расценена едва ли не как единственный путь предотвращения коллапса системы расчетов. Вполне вероятно, что финансовые результаты многих банков по итогам I квартала 2009 г. окажутся провальными, и только вмешательство государства позволит спасти их и всю финансовую систему США от неминуемой катастрофы.
Вторым ключевым событием марта должно стать решение судьбы американского автопрома. Два автомобильных гиганта – General Motors и Chrysler – представили в Министерство финансов и Конгресс США планы реструктуризации. В случае одобрения плана GM работы лишатся 47 тысяч сотрудников его предприятий. Если конгрессменов не устроят предложения автомобилестроителей, это будет грозить банкротством всему концерну, и в таком случае количество уволенных сотрудников окажется несравнимо большим. Что еще хуже, банкротство автомобильного гиганта приведет к падению веры в способность правительства решать экономические проблемы. Напомним, что GM запросил у правительства США $4 млрд дополнительной помощи. В настоящий момент компания добивается уступок от профсоюза работников автопрома и кредиторов. Что касается Chrysler, эта компания получила от правительства $4 млрд и в настоящее время просит дополнительные $3 миллиарда. За тем, как автогиганты намерены расходовать выделенные государственные средства, будут наблюдать министр финансов Тимоти Гайтнер и экономический советник Лоуренс Саммерс.
Наконец, третьим ключевым моментом должно стать разрешение ситуации на жилищном рынке США. Благотворное влияние на него может оказать программа вливания $275 млрд в модификацию ипотеки, которая уже сама по себе способна притормозить снижение цен на недвижимость. Барак Обама представил предварительный план помощи жилищному сектору в размере $50 миллиардов. Он призван остановить волну выселений американцев из их домов и сократить выплаты по ипотеке для миллионов заемщиков. В течение прошлого года более 2,3 миллиона жителей США столкнулись с требованием покинуть свои дома, заложенные в обеспечение ипотечных кредитов, – это на 81% больше, чем в 2007 году. По мнению некоторых экспертов, в ближайшие годы число тех, кто не может платить по ипотеке, может вырасти до десяти миллионов человек. В связи с этим президент США намерен внести изменения в существующие правила по ипотечным выплатам. Также он предлагает судьям больше возможностей для вынесении решений в пользу домовладельцев. Напомним, что за прошлый год американский рынок жилья, по предварительным оценкам, потерял $3,3 трлн капитализации.
Благополучное разрешение ипотечного вопроса, даже в той форме, которую предлагает Барак Обама, станет поводом для роста общего оптимизма. Впоследствии к этому может добавиться волна позитива, связанная со снижением налогов. Сэкономленные на налогах деньги пополнят столь необходимые сегодня сбережения, пойдут на уплату долгов домохозяйств, а также вернутся в экономику в виде потребительских расходов. Обратной стороной всего этого благоденствия, к сожалению, является дальнейшее наращивание финансового дефицита, о борьбе с которым на днях заявил президент США. Как Обама собирается свести воедино эти совершенно противоположные процессы, сказать трудно.
Впрочем, человечеству не остается ничего иного, как пожелать американскому президенту удачи. Предложить более эффективный набор антикризисных средств сегодня не может никто, а это значит, что вместе с инициативами Обамы на карту поставлена судьба всей мировой экономики на годы вперед. О том, насколько эффективны окажутся эти инициативы, можно будет судить уже к концу марта.