Интернэшнл (The International)
США–Германия–Великобритания, 2008
Режиссeр: Том Тыквер
В ролях: Клайв Оуэн, Наоми Уоттс, Армин Мюллер-Шталь, Ульрих Томсен
|
Один из самых многообещающих европейских режиссеров последних лет, автор постмодернистского шедевра "Беги, Лола, беги" Том Тыквер вознамерился снискать лавры чемпиона в жанре политического расследования. Для этого фильма был выбран самый неподходящий момент из всех возможных. Проект с говорящим названием "The International", который было бы правильно перевести на русский как "Интернационал", повествует о заговоре международных банкиров против правительств сильнейших государств мира. Как мы все наблюдаем последние полгода, сегодня дело обстоит ровно противоположным образом: государства и правительства вытаскивают крупнейшие банки из финансовой ямы, а не наоборот.
В основу сюжета было положено громкое дело по обвинению в коррупции администрации скандально известного банка BCCI (Bank of Commerce and Credit International), который финансировал непосредственно Усаму бен Ладена. Еще в 1980-х гг. BCCI, возглавляемый Халидом бен Мафузом, женатым на родной сестре террориста №1, обвинили в мошенничестве: банк кинул вкладчиков на $10 млрд, что на тот момент было самой крупной банковской аферой в истории. Позднее BBCI обвиняли в отмывании денег, предназначенных для тайной деятельности ЦРУ. В общем, тот еще гадюшник.
Однако ошибка Тома Тыквера на фоне нынешнего кризиса была бы не столь заметна, придумай он как-либо нестандартный ход в повествовании. А так все в его фильме настолько вторично, что кажется, будто подобная старомодность становится очередным трендом в европейском кино.
Агент ЦРУ Луис Сэлинджер (Клайв Оуэн) и помощник прокурора Манхэттена Элеонор Уитман (Наоми Уоттс) намерены призвать к ответу один из самых крупных мировых банков IBCC (одну букву от названия прототипа просто переставили вперед). Уличив банковских воротил в бесчисленном количестве незаконных операций, заокеанские федералы с помощью Интерпола идут по следу денег, которые банк переводит из Берлина в Милан, затем в Нью-Йорк, а оттуда – в Стамбул. Разведчиков преследуют повсюду, в какую бы точку мира они ни отправились.
Выполняя задание, брутальный агент Сэлинджер ставит под угрозу не только свою жизнь, но жизни всех мимо идущих прохожих. В какой-то момент у него просыпается совесть, и он начинает мстить преступникам, каждому лично. В качестве сдерживающего фактора выступает симпатяга-прокурорша, но и ее корежит от необходимости поступать по закону с такими отъявленными негодяями-банкирами. А преследователей наших борцов за экономическую справедливость уже ничего не остановит, ибо многочисленные убийства, шантаж, взрывы – их средства, а цель – во что бы то ни стало продолжить финансовый террор по всему миру.
Если б в фильме был хотя бы один нестандартный заход или хотя бы намек на иронию, его можно было бы похвалить за масштабность съемок, достойную игру актеров, даже несмотря на то что сюжет кажется переписанным с заголовков газетных статей, заявляющих, что проклятые банкиры контролируют все аспекты нашей жизни. Но увы. Всю дорогу на экране суровая морда суперагента Оуэна, серый пейзаж, бесконечные диалоги о добре и зле и всего одна впечатляющая перестрелка в огромном молле ближе к финалу.
Что еще несказанно удивляет, так это прокрутка одно и того же сценарного приема несколько раз, как будто автор "Лолы" застрял на придуманном некогда мотиве с повторением одной сцены. Этот гэг в "Интернационале" касается внезапного выстрела не из того оружия, которое в данный момент мы видим в руках героев, а из какого-то закадрового, неизвестного зрителю. Ну, один раз можно, хотя трюк далеко не нов и страшно замылен в полицейских боевиках. Но когда видишь, как он то и дело повторяется и только на него сделана ставка в повествовании, а больше ничего оригинального нет и в помине – просто оторопь берет. Зачем снимается подобное кино, когда сотни предшественников, среди которых такие киты, как Оливер Стоун или Сидни Поллак, на этом собаку съели? Расследование невнятное, теория заговора давно в зубах навязла, откровений никаких, видеоряд как будто снимали на киностудии им. Довженко...
В общем, то, что прокатчики испугались выпустить фильм в августе, не только не спасает, но и в большой степени идейно обедняет этот масштабно задуманный, но весьма вялый проект, снятый как будто не лидером интеллектуального немецкого кино, а второразрядным голливудским автором в ряду себе подобных.
В прокате с 26 февраля