ФОТО: АР |
Отныне при урегулировании последствий мелких ДТП можно обойтись без участия сотрудников ГИБДД. Впрочем, это касается только тех случаев, когда пострадавшая сторона оценивает ущерб в сумму не более 25 тысяч рублей. Это - главное новшество среди изменений в законе об Обязательном страховании автогражданской ответственности (ОСАГО), которые сегодня вступили в действие.
Существует несколько условий упрощенного варианта - он действует в тех случаях, когда сумма ущерба не превышает 25 тыс. руб., нет пострадавших и если в ДТП участвуют не больше двух машин, а виновник не отрицает своей вины. Схема дальнейших действий такова: пострадавший обращается за возмещением ущерба в свою страховую компанию и получает выплату. После этого страховщик самостоятельно получает компенсацию с компании, где был оформлен полис виновника аварии.
Компания, к которой обратились за возмещением ущерба, должна уведомить об этом компанию виновника аварии в течение 7 дней. Затем, в течение 30 дней она либо выплачивает компенсацию пострадавшему, либо предоставляет мотивированный отказ, после чего направляет страховщику виновника аварии уведомление о принятом решении и (если выплата произошла) требование компенсировать свои расходы.
И все бы хорошо, но до повсеместного применения "прямого урегулирования" при мелких ДТП еще очень и очень далеко. Причина тому одна: изменения в правилах касаются лишь тех водителей, что оформили полис ОСАГО после 1 марта 2009 года. Причем, если у одного из участников аварии полис был "старый", то без инспектора - не обойтись.
Сами страховщики рекомендуют водителям быть осторожнее. "Если у попавших в ДТП есть сомнения по сумме ущерба или разногласия по обстоятельствам аварии, то на первом этапе все-таки лучше вызвать сотрудника ГИБДД, а не оформлять происшествие самостоятельно", - говорят в Российском союзе автостраховщиков, подчеркивая: если сумма ущерба превысит лимит в 25 тыс., то страховые компании не смогут оплатить его без документов из ГАИ. А оформить ДТП в ГИБДД постфактум уже не получится.
В Департаменте обеспечения безопасности дорожного движения МВД России, при этом, настроены весьма оптимистично: "Если новая схема начнет успешно работать и водители будут сами оформлять незначительные ДТП, то это сэкономит и время самих участников аварии, и инспекторов ГАИ, которые смогут уделить больше внимания профилактической работе". Это действительно так, ведь по статистике на мелкие аварии приходится 70% от числа всех ДТП.
Напомним также, что с начала текущего года страховщики перешли на полисы ОСАГО нового образца. Договор страхования, заключенный с 1 января 2009 года на бланке старого образца, считается недействительным.