ФОТО: AP |
Подсудимым вменяют в вину хищения в крупном и особо крупном размерах с использованием служебного положения. Согласно материалам дела, Ходорковский и Лебедев в 1998 - 2003 гг. украли у "Самаранефтегаза", "Юганскнефтегаза" и "Томскнефти" сырья на 892 млрд руб., после продажи которого легализовали преступные доходы на сумму свыше 487 млрд руб. и $7,5 миллиарда. За это подсудимым, которые сейчас отбывают восьмилетние сроки по прежнему приговору, грозит еще по 22 года тюрьмы.
Заседание проходило при усиленных мерах безопасности: у тех, кто оказался в это время в районе Хамовнического суда, могло сложиться впечатление, что судят не бывших топ-менеджеров нефтяной корпорации, а особо опасных маньяков-рецедивистов. В округе дежурили несколько сотен милиционеров, на всех прилегающих улицах были выставлены патрули ОМОНа, подъезды перекрыты, у прохожих проверяли документы. Людей в здание суда, заранее проверенное кинологами с собаками, пропускали через металлоискатель.
Подсудимых привезли на двух бронированных автобусах в сопровождении нескольких машин охраны за час до начала слушаний. За воротами суда их встречали 50 пикетчиков с цветами и транспарантами. Проходя под конвоем по двору, Ходорковской крикнул: "Позор!", из-за ворот ему под ноги летели гвоздики. Затем собравшиеся принялись скандировать: "Свободу политзаключенным!", в результате чего восемь демонстрантов были схвачены сотрудниками милиции. Все они оказались представителями оппозиционной коалиции "Солидарность".
Ходорковского и Лебедева между тем сопроводили в зал суда – тот самый, в котором когда-то судили главного героя фильма "Мимино", – и посадили в стеклянную пуленепробиваемую камеру с решетками. Адвокаты подали протест, заявив, что содержание подсудимых в такой клетке не соответствует международным стандартам. "Они находятся в клетке-аквариуме, это унижающее положение, а ведь дело еще не начали рассматривать по существу, и приговор по нему не вынесен", – отметила Елена Липцер, представляющая интересы Лебедева. По словам защитника Ходорковского Владимира Клювганта, даже потерпевшие признавали, что держать подсудимых в клетке не обязательно. Кроме того, стеклянная преграда создает помеху конфиденциальному общению, а это "мешает вырабатывать общую позицию, нарушает право подсудимых на защиту", отметила Липцер.
Адвокаты обратились к суду с просьбой разрешить обвиняемым участвовать в процессе, сидя за столом защиты, но получили отказ. Судья не указал, по каким причинам принял такое решение. Не удовлетворил суд и ходатайство об отводе государственных обвинителей Дмитрия Шохина и Валерия Лахтина, которые участвовали в первом процессе по делу "ЮКОСа". "Все ходатайства адвокатов судом отклонены", - заявила после окончания слушаний пресс-секретарь Мосгорсуда Анна Усачева.
Процесс освещают около 150 журналистов, аккредитованы более 30 съемочных групп. По данным Усачевой, вчера в Хамовнический суд прибыли репортеры из Европы и даже пресса из Австралии, Японии, Африки и Аргентины. Впрочем, присутствовать журналистом разрешили только на открытии слушаний, после чего прессу выдворили из зала суда и заседание продолжилось в закрытом режиме. Второе слушание по делу Ходорковского и Лебедева состоится сегодня в 11:30.
## AP ©