Дефекты чингисхановедения

Читать в полной версии →
Три года натурных съемок, тонны костюмов и настоящая монгольская кавалерия не спасают "Тайну Чингис Хаана". "Тайна" у этого поразительного фильма одна: на выходе получился страшный кич

Тайна Чингис Хаана
Россия, 2008
Режиссер: Андрей Борисов
В ролях: Эдуард Ондар, Степанида Борисова, Ефим Степанов, Олег Тактаров



ФОТО: chingiskhanfilm.ru



Почему привычного нам Чингисхана на его родине теперь пишут через два "а", вы из этого фильма не узнаете. Хотя догадаться не сложно: из гиперуважения к персонажу, чья роль в истории нашего отечества до недавнего времени считалась едва ли не самой зловещей. Впрочем для азиатских народов, так или иначе самоидентифицирующихся через национальную мифологию - это не столь очевидно. Их задача – донести до зрителя мысль, будто появление в природе якутов, тувинцев, бурятов, калмыков, башкир, монголов и других народностей региона обязано одному-единственному человеку. Загадка этого фильма в другом: как можно умудриться за немыслимую для провинциального кино сумму в $10 млн снять подобную белиберду? Ответ на этот вопрос, как правило, тонет в ура-патриотических местечковых реляциях: вот, глядите, мы хоть и нацменьшинства, а тоже умеем с кинокамерой обращаться! У нас "мультикультурный проект". Вроде бы после этого подобное кино рифмуется уже не с тем словом, о котором вы подумали, а с гордым понятием "культурное и духовное развитие субъектов Федерации". Как говаривал Остап Бендер, "песни народностей", куда против этого попрешь? И прошу не обижаться, потому что любая профанация остается таковой, независимо от величия поставленной задачи и исторической значимости протагонистов.

По факту этот фильм – экранизация одноименного романа писателя Николая Лугинова, он же числится и автором сценария. Якутский режиссер Андрей Борисов уже ставил в республиканском Театре имени Ойунского спектакль "По велению Чингисхана" в декорациях того же Геннадия Сотникова, который стал художником-постановщиком фильма. И все бы ничего, все как в национальном театре, за исключением того, что Министерство обороны Монголии предоставило свою кавалерию для батальных сцен в количестве, годном для экранизации великого переселения народов. Но кино имеет свои законы, отличные от сценических, в частности, оно куда более технологично. А по части применения новейших достижений "Тайна Чингис Хаана" демонстрирует доисторическую ископаемость российских регионов в означенном плане.

Создатели гордятся тем, что Москва к данному проекту руку не прикладывала. А жаль, не было б столь мучительно наблюдать полученный результат, если б авторы хоть краем уха слыхали о такой кинодисциплине, как теория монтажа. Прибавьте сюда практически авангардистскую попытку доведения актерской исполнительской манеры до уровня кукольного театра. О прямом плагиате музыки Ханса Циммера умолчим, в надежде на то, что этот корифей фильма не увидит и в суд не подаст. А уж про то, что историки заявляют, будто Чингисхан и его войска вообще никогда не были на территории современной Республики Саха – забудем. Короче говоря, провинциализм такой степени очистки вряд ли идет на пользу какой бы то ни было национальной культуре.


Фото: chingiskhanfilm.ru

Что касается сюжета (фильм, между прочим, идет два часа!), то о жизни Темучина, будущего, то есть Чингис Хаана, существует ровно одна, упорно воспроизводимая из фильма в фильм легенда. Если вы смотрели недавний "Монгол" Сергея Бодрова-ст., то пересказывать ее нет смысла. Для новичков в чингисханологии скажу: когда из длинноволосого толстячка, подрастая, вы превращаетесь в воина-супергероя, ничего не остается, как возомнить себя избранником сил небесных. Обычно окружающие без слов соглашаются, что и дает любому пассионарию право установить гегемонию на вверенной богами территории. Каноническое "житие" Темучина включает спасение из плена его невесты Борат, дружбу и разрыв с антигероем Джамухой, выяснение отношений с родителями-язычниками, и все это на фоне бесконечных попыток на жестких условиях объединить окрестные племена. Затяжная междоусобная война заканчивается безоговорочной победой хитрого супермена лишь потому, что на его стороне верховный языческий идол Тэнгри. В финале объединенные племена провозглашают степного императора Чингис Хааном и поют гимн новому владыке Великой Монголии.

Однако авторам фильма этого показалось мало, и они снабдили свое повествование кучей фантастических подробностей и оборванных сюжетных линий, не имеющих отношения ни к исторической реальности, ни, тем более, к какой-либо внятной художественной концепции. В чем тут "тайна", спросите вы? А как вам понравится, когда среди монгольских степей появляется японский самурай с катаной в руке, выскочивший прямо из комикса? А когда католический монах, якобы открывший Темучину "тайну спасения", с крестом наперевес пытается остановить атакующую конницу?

Вся "тайна" в том, что на экране забытый жанр: кич, то есть набор мельтешащих подробностей, существующий лишь в воспаленном воображении современных интерпретаторов главного регионального мифа. Идейно он рассчитан на школьников младших классов, впервые встречающих на экране упоминание о загадочном Чингис Хаане. Но тут парадокс: если фильм адресован детям, к чему все эти квазиреалистические съемки? Снимаешь RPG про битвы холодным оружием, так и позционируй фильм правильно. А то и тебе "аутентичный актерский состав – потомки кочевых народов", и "уникальные ландшафтные съемки, проходившие в монгольских степях, пустыне Гоби, на Байкале, Алтае и в Долине мертвых царей Хакасии". А битвы все какие-то хиленькие, театральные. Спрашивается, зачем хороший (видимо) спектакль испортили? Если бы в фильме было что-то помимо канонической версии событий, но не столь идиотски-неправдоподобное, его, возможно, стоило бы рекомендовать в качестве образца этнографического кино, ибо силы были задействованы немалые. Три года велись съемки на натуре (про павильон и компьютер авторы, вероятно, еще не прослышали, что придает фильму своеобразный диковатый шарм), тоннами шились разнообразные костюмы, выдумывалась псевдоисторическая канва, осмыслялся фантасмагорический сценарий. В результате – все ушло в пар. Ни правдивой истории, ни драк нормальных, сплошной гул и раздвоение гласных.

В прокате с 12 марта

Игорь КАМИРОВ |
Выбор читателей