Тайна Чингис Хаана
Россия, 2008
Режиссер: Андрей Борисов
В ролях: Эдуард Ондар, Степанида Борисова, Ефим Степанов, Олег Тактаров
ФОТО: chingiskhanfilm.ru |
По факту этот фильм – экранизация одноименного романа писателя Николая Лугинова, он же числится и автором сценария. Якутский режиссер Андрей Борисов уже ставил в республиканском Театре имени Ойунского спектакль "По велению Чингисхана" в декорациях того же Геннадия Сотникова, который стал художником-постановщиком фильма. И все бы ничего, все как в национальном театре, за исключением того, что Министерство обороны Монголии предоставило свою кавалерию для батальных сцен в количестве, годном для экранизации великого переселения народов. Но кино имеет свои законы, отличные от сценических, в частности, оно куда более технологично. А по части применения новейших достижений "Тайна Чингис Хаана" демонстрирует доисторическую ископаемость российских регионов в означенном плане.
Создатели гордятся тем, что Москва к данному проекту руку не прикладывала. А жаль, не было б столь мучительно наблюдать полученный результат, если б авторы хоть краем уха слыхали о такой кинодисциплине, как теория монтажа. Прибавьте сюда практически авангардистскую попытку доведения актерской исполнительской манеры до уровня кукольного театра. О прямом плагиате музыки Ханса Циммера умолчим, в надежде на то, что этот корифей фильма не увидит и в суд не подаст. А уж про то, что историки заявляют, будто Чингисхан и его войска вообще никогда не были на территории современной Республики Саха – забудем. Короче говоря, провинциализм такой степени очистки вряд ли идет на пользу какой бы то ни было национальной культуре.
Фото: chingiskhanfilm.ru |
Однако авторам фильма этого показалось мало, и они снабдили свое повествование кучей фантастических подробностей и оборванных сюжетных линий, не имеющих отношения ни к исторической реальности, ни, тем более, к какой-либо внятной художественной концепции. В чем тут "тайна", спросите вы? А как вам понравится, когда среди монгольских степей появляется японский самурай с катаной в руке, выскочивший прямо из комикса? А когда католический монах, якобы открывший Темучину "тайну спасения", с крестом наперевес пытается остановить атакующую конницу?
Вся "тайна" в том, что на экране забытый жанр: кич, то есть набор мельтешащих подробностей, существующий лишь в воспаленном воображении современных интерпретаторов главного регионального мифа. Идейно он рассчитан на школьников младших классов, впервые встречающих на экране упоминание о загадочном Чингис Хаане. Но тут парадокс: если фильм адресован детям, к чему все эти квазиреалистические съемки? Снимаешь RPG про битвы холодным оружием, так и позционируй фильм правильно. А то и тебе "аутентичный актерский состав – потомки кочевых народов", и "уникальные ландшафтные съемки, проходившие в монгольских степях, пустыне Гоби, на Байкале, Алтае и в Долине мертвых царей Хакасии". А битвы все какие-то хиленькие, театральные. Спрашивается, зачем хороший (видимо) спектакль испортили? Если бы в фильме было что-то помимо канонической версии событий, но не столь идиотски-неправдоподобное, его, возможно, стоило бы рекомендовать в качестве образца этнографического кино, ибо силы были задействованы немалые. Три года велись съемки на натуре (про павильон и компьютер авторы, вероятно, еще не прослышали, что придает фильму своеобразный диковатый шарм), тоннами шились разнообразные костюмы, выдумывалась псевдоисторическая канва, осмыслялся фантасмагорический сценарий. В результате – все ушло в пар. Ни правдивой истории, ни драк нормальных, сплошной гул и раздвоение гласных.
В прокате с 12 марта