Страсти по лабрадору

Читать в полной версии →
Рецепт приготовления подобных картин прост. Берется несколько конфетного вида звезд, какая-нибудь известная книжка, разбавляется все детьми, животными, снабжается модным саундтреком – и вперед, семейный просмотр обеспечен

Марли и я (Marley & Me)
США, 2008
Режиссер: Дэвид Фрэнкел
В ролях: Дженнифер Энистон, Оуэн Уилсон, Кэтлин Тернер, Алан Аркин





У молодой пары преуспевающих журналистов (Дженнифер Энистон и Оуэн Уилсон) однажды завелся щенок лабрадора. Опровергая распространенное мнение, что эта порода – одна из самых умных и послушных в мире, ушастый Марли не поддается дрессировке и превращает жизнь людей в сплошной карнавал. Он тоннами жрет сухой корм, грызет и уничтожает все на своем пути, пытается трахнуть собачьего тренера (самый смешной кадр в фильме), при этом, естественно, ничуть не теряя своего лабрадорского обаяния.

Дело происходит в начале 1990-х; постепенно семья обзаводится детьми, муж зарабатывает все больше, меняет машины, дома, должности, жена все умнеет, хорошеет, а собака остается неуправляемым любимцем. В какой-то момент чаша терпения Дженнифер, обремененной очередным младенцем, переполняется, и она решает избавиться от старого, но по-прежнему невменяемого пса, чем нарушает семейную идиллию. Но муж так просто не сдается. Хозяин Марли решает во чтобы то ни стало доказать супруге, что даже невоспитанная собака, отправляющая естественные потребности везде, где ей заблагорассудится, настоящему счастью не помеха. Сделать это оказывается легче, чем можно подумать вначале, ибо нет предела американской толерантности и политкорректности. А любовь к животным – почти национальная идея. Вот, собственно, и вся немудреная история.

Когда Дэвид Фрэнкел прославился с фильмом "Дьявол носит Prada", у меня зародилось подозрение, что этот режиссер не совсем заслуженно снискал лавры комедиографа. С выходом "Марли и я" сомнения в его полной несостоятельности по части юмора отпали. Есть такой особый жанр - слащавая, не смешная полукомедия-полудрама, – в котором, видимо, и специализируется этот автор. Рецепт приготовления подобных картин прост. Берется несколько конфетного вида звезд, какая-нибудь известная книжка, разбавляется все детьми, животными, снабжается модным саундтреком – и вперед, семейный просмотр обеспечен. Критиковать такое кино глупо – все равно что ругать бигмак и кока-колу. Его феномен в том, что большинству зрителей вовсе не нужны занимательные сюжеты, сумасшедшие спецэффекты и прочие киногурманские радости. Все как в "Макдональдсе": дешево, ярко, на скорую руку – и умрешь, а не скажешь, что никогда не ел, мол, отвратительно. Порой даже вкусно, когда жрать хочется. Так и тут: миловидные актеры, пара десятков лабрадоров, сыгравших симпатичного Марли, плюс пейзажи Палм Бич, насыщенные девушками в бикини и собаками всевозможных пород. Недавно был детский фильм о собачьем отеле – вот вам взрослый, примерно о том же самом.

Единственное, что раздражает, – тотальное отсутствие гэгов, шуток и динамики. Понятно, что писающая в бассейн собачка сама по себе смешная, но хотелось бы хоть пару раз улыбнуться какому-нибудь более искусному приему. Все оставляющие авторской беспомощности в "Марли и я" налицо: закадровый поясняющий текст, необязательные и не имеющие к фабуле прямого отношения сюжетные линии при отсутствии внятных и обязательных (в одноименной книжке Джона Грогана все гармонично, но не все ее читали), слезодавилка ближе к финалу, когда собачка стареет и умирает, и зашкаливающее число пафосных диалогов. Главные герои совершенно картонные; родителей Оуэна Уилсона сыграли его настоящие мама и папа, задача которых сводилась к тому, чтобы не назвать сына реальным именем в кадре. Ну а собачку, конечно, переиграть трудно. Хотя, когда явно здоровая псина лежит на операционном столе и над ней убивается хозяин, эффекта сопереживания не возникает, и иначе как дешевой мелодрамой для тупых домохозяек назвать кино не получается. Тем не менее, как показывают результаты бокс-оффиса, именно они делают погоду в кинотеатрах, и подобный "киномакдональдс" неистребим. Я не знаю ни одной причины, по которой стоит смотреть этот скучнейший фильм, и все же уверен, что у него найдется куча поклонников. Тем более что на этой неделе стоящих премьер в кинотеатрах не будет.

В прокате с 12 марта

Игорь КАМИРОВ |
Выбор читателей