|
Кроме того, в отличие от организаторов Nabucco, у России уже есть все, чтобы воплотить планы в жизнь: газ, рынок, опыт технической реализации сложных проектов, корпоративное управление. "Мало иметь материальные предпосылки, нужно иметь и проектное согласие, как этим проектом управлять", – справедливо отметил Александр Медведев. Объяснение отказа "Газпрома" от участия в Nabucco он завершил, напомнив известную поговорку: "За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь. У нас есть "целевой заяц", и мы за ним и побежим".
При этом затраты на реализацию "Южного потока" будут снижаться. "В любом кризисе помимо отрицательных последствий есть и положительные. Одно из положительных последствий – снижение стоимости капитальных затрат, которые очень сильно разогнались в последние годы. Стоимость материалов и услуг росла опережающими темпами даже по отношению к росту цен на сами энергоносители", – сообщил Александр Медведев.
Газопровод "Южный поток", который должен соединить Россию со странами Европы по дну Черного моря, будут строить итальянская ENI и "Газпром". На данный момент в проекте участвуют Болгария, Сербия, Венгрия и Греция. Ведутся переговоры со Словенией и Австрией. Рассматриваемый многими как конкурент "Южному потоку", Nabucco в случае реализации позволит поставлять топливо в Европу в обход России. Однако декларируемый принцип энергетической независимости европейского региона разбивается о Турцию – обязательного участника проекта. Эта страна уже давно стремится в Евросоюз, и в Брюсселе признают, что Nabucco станет идеальным рычагом для шантажа со стороны Анкары.
Более того, общеевропейский проект изначально нерентабелен. Уже сейчас он оценивается в €7,9 млрд, и, чтобы оправдать строительство, газ должен иметь цену не ниже $200 за кубометр, что заметно выше нынешнего уровня. Поэтому, когда российский вице-премьер Виктор Зубков посещал в конце января Венгрию для обсуждения итогов российско-украинского газового конфликта и предложения об участии Будапешта в строительстве "Южного потока", он не стал миндальничать и прямо сказал, что Nabucco "может стать хорошим памятником амбициям". Еще одна нерешенная проблема Nabucco – чем заполнить трубу. Газа потенциальных участников проекта для этого не хватает, а альтернативный взять неоткуда.