|
По информации Судебного апартамента ВС, в прошлом году суды удовлетворяли 90% ходатайств об аресте подозреваемых. Это привело к тому, что население тюрем увеличилось на 200 тысяч - до 900 тысяч человек. Как пояснили в Федеральной службе исправления наказаний (ФСИН), судьи часто арестовывают людей, которым предъявлены обвинения по относительно легким статьям. "По закону, если обвиняемому инкриминируется статья с санкцией не свыше двух лет, его можно арестовать только в исключительных случаях. Тем не менее исключение становится чуть ли не правилом. Арестантов такой категории в следственных изоляторах несколько тысяч человек", – утверждают во ФСИН.
Так, например, в следственные изоляторы попадают люди, совершившие кражу мобильного телефона. "Часто на преступление они пошли по глупости, либо напившись, либо под влиянием каких-то дворовых авторитетов, либо еще почему-то. Подошел, попросил - дай позвонить, и убежал. Таких надо брать под контроль на свободе, воспитывать дома, в школе, чтобы милиция за ними присматривала. Но тюрьма сделает их только хуже", - убеждены в ведомстве. Есть и откровенно курьезные примеры: нередко за решеткой дожидаются суда подозреваемые в хищении металлического бачка, костылей на железной дороге или 500 руб. у соседа по общежитию.
Отдельной главой в новом руководстве для судей станут правила освобождения под залог, которые довольно широко применяются на Западе, например, в США, но пока достаточно редко - в РФ.
В частности, одним из немногочисленных примеров использования залога российскими судьями стало освобождение бывшего начальника правового управления и вице-президента "ЮКОСа" Василия Алексаняна, обвиняемого в легализации и отмывании средств, а также хищении имущества. Смертельно больной юрист в декабре прошлого года был отпущен из СИЗО под гигантский залог - в 50 млн рублей.
Залог подобного размера в российской судебной практике встречался до этого только однажды: в октябре 2008 г. за такую же сумму на свободу вышел председатель совета директоров группы компаний "Вашъ Финансовый Попечитель", президент ОАО "Русское молоко" Василий Бойко, обвинявшийся в мошенничестве в особо крупном размере, а также в легализации имущества, приобретенного преступным путем.
Верховный суд должен разработать правила, сумму залога. Как подчеркивает "Российская газета", речь идет не о "тарифной сетке", а о рекомендациях, главная из которых - залог должен быть для подозреваемого ощутимым, но не неподъемным, иначе эта мера пресечения теряет смысл.