|
Слова Тополанека стали ярким свидетельством разницы в подходах американских и европейских лидеров к решению экономических проблем. В то время как в Европе стараются ввести дополнительные процедуры по регулированию экономики, в США стремятся по возможности избежать государственного влияния на нее, обходясь массивными денежными вливаниями в наиболее "больные" точки, главные из которых находятся в банковском секторе.
В начале недели администрация Обамы объявила о плане по скупке у банков "ядовитой" задолженности - "плохих" долгов с высоким риском невозврата. На это правительство намерено потратить до $1 триллион. Напомним, что резкое увеличение "плохих" долгов (в основном ипотечных) являлось одной из главных причин развития экономического кризиса в США, постепенно вызвавшего спад всех крупнейших экономик мира. Очищение баланса кредитных организаций путем скупки "ядовитых" долгов позволит им активнее выдавать новые кредиты, отсутствие которых душит американскую экономику, а также сделает американские банки более привлекательными для частного капитала.
Во вторник Обама провел в Белом доме вторую за время своего пребывания на должности президента пресс-конференцию. В ходе мероприятия он рассказал об антикризисном бюджете на 2010 г. объемом $3,6 триллиона. Основной упор в документе будет сделан на соцобеспечение и нужды здравохранения. В общей сложности, на это выделят почти $1,5 триллиона. Несмотря на то что расходная часть первого бюджета, подготовленного администрацией Обамы, на $500 млрд больше, чем последнего, подготовленного его предшественником, запланированный на 2010 г. бюджетный дефицит значительно меньше - $1,17 трлн вместо $1,75 соответственно.
Тем временем у самого Тополанека дела обстоят даже хуже, чем у Барака Обамы. Накануне нижняя палата чешского парламента вынесла вотум недоверия его правительству. Решение было принято с минимальным перевесом оппозиции: за выражение недоверия правительству проголосовал 101 депутат, против - 99. Позднее Тополанек заявил, что покинет свой пост, руководствуясь решением депутатов, однако, по его мнению, вотум недоверия никак не повлияет на председательство Чехии в ЕС.